Воскобойников Е. Н. Утро. Плёс. 2003. Холст, масло. 40х55
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Соборная гора
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Художник запечатлел вид на Волгу и дома на Юрьевской улице и набережной с мыса Соборной горы. На противоположной стороне реки – склон берега под деревней Горесловка.
Соборная гора – это исторический центр Плеса, место, где было начато строительство города как укрепленного поселения. Именно на Соборной горе были построены и первая, и вторая плёсские крепости. Вокруг крепости располагался торгово-ремесленный посад.
Первое летописное упоминание о Плёсе относится к 1141 г. Запись об этом найдена в Новгородской летописи. Плёс в ней упомянут как место, где был пойман новгородский посадник Якун, сопровождавший новгородского князя Святослава, бежавшего под защиту владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукого.
Археологические раскопки подтвердили существование города-крепости XII в. на мысовой части Соборной горы. Главной частью города стал укрепленный бревенчатый детинец. Археологические находки позволяют воссоздать образ Плёса того времени как города-защитника Владимиро-Суздальского княжества и местного финно-угорского населения, страдавшего от походов Волжских Булгар в XII-XIII вв.
Зимой 1238 г. Плес был разорён и сожжён во время нашествия войска Батыя на Русь. Сгорели крепость и посад. «Воинские повести Древней Руси» сообщают об этом событии: «Окаянный же Батый еще воздвижеся воевати, и взяша 14 градов». В числе этих городов упоминается и Плёс. Жизнь в городе не остановилась, об этом говорят следы жилых построек и ювелирных работ второй половины XIII–XIV вв. Плёс упоминается среди прочих волжских городов в «Списке городов русских», составленном не позднее 1380 г.
Многие русские летописи содержат под 1410 г. запись о строительстве града, т.е. крепости: «В се же лето князь великий Василий повеле рубити град Плесо». Была возведена новая деревянная крепость, сыгравшая важную роль в объединении удельных княжеств под эгидой великого княжества Московского. Укрепления были сооружены по последнему слову военного строительства того времени.
Новая крепость явилась частью единой таможенно-оборонительной системы, волжского рубежа, столь необходимого в то время московским князьям для того, чтобы контролировать главную дорогу Руси – Волжский путь. Еще в XIV в. этим путем активно пользовались главные соперники Москвы в споре за главенство над Русью – Новгород и Тверь. Новгородские купцы проходили по системе рек в Волгу и далее вниз по Волге до арабских земель, откуда везли желанные товары (пряности, шелка и т.п.) для перепродажи западноевропейским купцам. Во время своих походов новгородские ушкуйники не только грабили города, но и захватывали в плен своих же русских людей, которых затем продавали в рабство на границе с Золотой Ордой.
В XV-XVI вв. Плёс все чаще упоминается в письменных источниках как место сбора «ратных людей». Город стал центром обширной церковной десятины. С Плёсом оказались связаны крупные военачальники, представители знатных княжеских родов: Палецкие, Шуйские, Шереметевы, Пожарские. Земли в Плёсской волости принадлежали одному из могущественных в XV в. родов – князьям Сабуровым.
Плес подчинялся непосредственно великому князю московскому. Он назначал сюда сначала воевод, а потом наместников, когда город потерял военное значение в связи с присоединением в 1552 г. Казанского, а в 1556 г. Астраханского ханств.
Последнее военное сражение произошло здесь в 1609 г., во времена Смуты. В феврале того года из Кинешмы вышло местное ополчение, возглавляемое воеводой Федором Васильевичем Боборыкиным. Оно попыталось освободить от поляков и их приспешников Суздаль, но потерпело поражение и отступило в Плёс. Здесь в феврале 1609 г. произошло сражение, о котором мы знаем из письма суздальского воеводы Федора Плещеева гетману Яну Сапеге: «Божьею милостью и царским счастьем, и Вашим рыцарским промыслом, на Волге город Плесо взяли». Крепость, основательно обветшавшая, была сожжена.
В конце марта 1612 г. из Решмы и Кинешмы в Плёс пришло ополчение Минина и Пожарского. Летописи сообщают, что в Плёсе их встретили костромские люди с предупреждением о решении своего воеводы Шереметьева не пускать ополчение в город. Но ополчение двинулось на Кострому…
Это событие завершило военный период истории города.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина «Утро. Плес» - дар автора Плёсскому музею-заповеднику по итогу пленэра «Зелёный шум 2004». Картина также экспонировалась на передвижной выставке «Левитановский Плёс глазами современных художников. Из России в Европу» в 2017 г. (Рязань, Москва, Коломна, Иваново, Ярославль, Кинешма, Кострома).
Перед зрителем вид с мыса Соборной горы на часть улицы Ленина (бывшей Юрьевской) и на улицу Советскую, набережную Волги, где расположены купеческие дома постройки XVIII – нач. XIX вв.
Художник создавал своё работу солнечным, летним утром. Солнце ещё только вступает в свои права, но уже чувствуется, что будет очень знойный день. Охристо-зелёные деревья, освещённые солнечными лучами, совершенно недвижимы. Красно-кирпичные крыши домов залиты светом, а от стен исходит такое непередаваемое свечение, что хочется прищуриться. Художник как бы приглашает нас прогуляться по не проснувшимся улочкам и насладиться прелестью их красот, надышаться свежим утренним воздухом.
Автор сконцентрировал внимание и на волжских просторах. Изумрудно-голубая гладь реки притягивает взгляд зрителя. Противоположный берег отражается в воде, как в зеркале.
Для живописи Е. Н. Воскобойникова характерно бережное отношение к натуре и использование яркой палитры красок.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям