Фёдоров В. А. Плёс из Горесловки. 1954. Картон, масло. 23,5х55
- Автор:
- Фёдоров Вячеслав Андреевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Волга и левый берег
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
На картине изображена панорама Плёса, увиденная художником со склона противоположного, левого, берега Волги под деревней Горесловка. Сама деревня расположена чуть выше Плёса по течению реки на высоком коренном берегу.
Перед нами – сплошная линия застройки набережной (совр. ул. Луначарской и Советской) – это парадный фасад города. Слева виднеется колокольня церкви Св. Великомученицы Варвары 1821 года постройки, почти в центре – Воскресенская каменная церковь 1817 г.
Современная набережная Плёса протянулась вдоль берега р. Волги почти на 3 км. Это одна из самых старых улиц города, она возникла уже в XII в. как часть торгово-ремесленного посада при крепости, располагавшейся на Соборной горе. Сначала это была грунтовая дорога, шедшая по волжскому берегу. Во времена Екатерины Великой набережная была укреплена и выравнена. Тело набережной было сложено шестиметровой высоты срубами, заполненными песком. Сквозь срубы был проложен деревянный дренаж, выводивший воду ключей, бивших с берегового склона. Сверху все было закрыто булыжным мощением. После создания укреплённой набережной было начато строительство каменных домов, сложилась парадная волжская панорама города.
В 1950 гг. в связи с постройкой Горьковского водохранилища, в результате запуска которого уровень воды в Волге должен был подняться на 8 метров, набережная вновь была надсыпана. После последней подсыпки первые этажи и подвалы некоторых домов оказались под землей.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина поступила в коллекцию Плесского музея-заповедника в результате закупки в 1989 г.; принимала участие в передвижной выставке «Левитановский Плёс глазами современных художников. Из России в Европу», проходившей в городах: Рязань, Москва, Коломна, Иваново, Ярославль, Кинешма, Рыбинск, Кострома (2017 г.).
Этюд «Плёс из Горесловки» был написан в особое для художника время - именно в 1950 гг. происходило становление В. А. Фёдорова как пейзажиста, мастер находился в поиске своей собственной большой темы.
В работе чувствуется свобода от ученической тщательности письма и от подражания произведениям, в основном представленных на выставках 1940 гг., с их документальностью в передаче натуры.
В. А. Фёдоров сумел передать красоту пейзажа Плёса со стороны противоположного берега Волги. Таким городок видят жители деревни Горесловка Красносельского района Костромской области.
Главная роль в картине принадлежит цвету: тончайшие сочетания серо-лилового с золотым и звучными мазками белил являются основой колористической гармонии панорамно развёрнутого произведения. Простота композиции и живая манера письма придают ему особую свежесть.
«Раннее августовское утро заливало потоком яростного солнца маленькую комнатку избы в Горесловке, где мы остановились, на левом берегу Волги… Отец готовил кисти для работы, у него сильно болело сердце, и он далеко на этюды не уходил, находя мотивы для себя сразу за огородом, откуда открывался вид на реку, катившую свои воды в низине под огромным склоном. Мы с Витьком Тимофеевым спешно поедали завтрак, предвкушая долгий поход за Серково, откуда писали открывавшийся на восток широкий плёс Волги. Потоки света, пробиваясь сквозь листву берёзы и ажур вязанных крючком занавесок, создавали причудливые узоры в интерьере избы. За окном сверкали капли обильной росы, предвещавшие погожий день, отчаянно голосил петух...
- Вот точно так же пел петух и искрились капли росы... Только прошло с того момента пятьдесят лет...
Так сказал папа, надолго задержав взгляд на окне и мягко улыбаясь... Через три года он умер, но мне почему-то из всех многочисленных разговоров той поездки в память врезалась именно эта фраза... Потом жизнь завертелась таким калейдоскопом, что в мелькании лиц, стран, настроений потерялось многое, кроме этой реплики. Сейчас до меня стало доходить значение сказанного отцом в то далекое погожее утро августа. С тех пор прошло почти сорок лет...» (из воспоминаний сына художника Андрея Вячеславовича Фёдорова о работе отца на этюдах в Горесловке).
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям