Душечкина О. М. Лето в Плёсе. 2004. Холст, масло. 51х61
- Автор:
- Душечкина Ольга Михайловна
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Торговая площадь
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Работа написана от виднеющегося слева угла Верхних торговых рядов. За ними просматривается двухэтажное здание трактира городского общества, в XIX в. сдаваемое в аренду трактирщикам. Накануне революции 1917 г. здесь размещался трактир Никанора Викторовича Векшина. Проулок, запечатлённый на работе, ранее был частью Калашной улицы.
Калашная улица, вероятно, была названа так потому, что на ней продавались калачи. Первое упоминание Калашной улицы найдено в «Описании городу Плёсу», составленном городничим премьер-майором Иваном Ивановичем Клементьевым в 1787 г. На этот период времени улица состояла из 23 домов. Она начиналась от «Съезжего дома», позднее на этом месте было построено здание пожарной части (ул. Юрьевская, д. 2) до берега Волги. Улица примыкала к Глинному оврагу, с ручьём того же названия, через который был переброшен деревянный мост. Застройка этого пространства носила довольно беспорядочный характер.
Сначала улица состояла сплошь из деревянных домов, в основном мещанских. Крыты они были либо тёсом, либо скалою, т. е. берестяными пластами в несколько слоёв.
В апреле 1796 г. жители улицы пережили страшный пожар, сгорела большая часть Калашной улицы и часть домов на набережной. После пожара дома восстановили уже в соответствии с требованиями нового регулярного плана застройки, утвержденного в 1781 г. Екатериной Великой.
С правой стороны улицы на картине видна лавка плёсского купца, члена Плёсского сиротского суда, гласного плёсской Городской Думы Михаила Петровича Подгорнова. Здание по современному адресу «Торговая площадь, д. 2» было выстроено в 1893 г.
Михаил Петрович Подгорнов был купцом 2-ой гильдии, занимался поставками зерна из низовых городов и продажей его на базарах и ярмарках в Кинешме, Костроме, Ярославле, Рыбинске. Имел собственную баржу и большой двухэтажный дом на набережной (ул. Советская, 13) с каменной палаткой для хранения движимого имущества.
В советское время в бывшей лавке Подгорнова размещался мебельный магазин, затем долгое время ювелирный магазин «Алмаз».
Интересный факт: в 2006 г. на экраны вышел телесериал «Золотой телёнок» с О. Е. Меньшиковым в главной роли, и сцена встречи Остапа Бендера с Шурой Балагановым в пивной снималась именно в этом проулке.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина была написана художником в 2004 г. на пленэре, произведения участников которого экспонировались на Межрегиональной выставке современной пейзажной живописи «Зелёный шум 2004», дар автора Плёсскому музею-заповеднику.
Взгляд художника направлен на Волгу, предстающую перед нами небольшим ярким отрезком, притягивая к себе внимание и насыщая пространство воздухом и свежестью. Художница создаёт на холсте свой живописный мир – импульсивный, эмоциональный и декоративный. Автор почти не заботится о деталях: она передаёт общее впечатление от ландшафта, укладывая его в собранную композицию широкими и экспрессивными мазками, будто подсвеченными изнутри.
На полотне рядом с домами мастихином намечены фигурки людей, различные строения, мощёные булыжником мостовые, выцветшие на солнце вывески, обветшалые стены. Также виртуозно на небе слеплены розовато-лиловые облака, похожие на густые клубы дыма. Они плотно затянули небо, тем самым придавая картине некую камерность. Удивительно, но в этой «летней» работе совсем мало зелёного цвета. Зелень здесь немного «ленива», словно разморена на солнце.
Работа выполнена в ярких розовато-голубых тонах, что создаёт атмосферу радостного праздника. Благодаря точной передаче состояния летнего полуденного зноя складывается впечатление, что мы находимся не на одной из улочек Плёса, а где-то на Лазурном побережье. Пейзаж удивительно театрален, здесь нет места скуке, одиночеству, всё наполнено живыми деталями, напоминающими декорации. В разыгрываемой пьесе цветные дома ведут свои главные партии, а лодки, водная гладь и люди им подыгрывают.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям