Агеев М. С. Дворик в Плёсе. 1970. Картон, масло. 47х57
- Автор:
- Агеев Михаил Сергеевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Работа М. С. Агеева называется «Дворик в Плёсе», но на самом деле на ней изображён не дворик, а безымянный проулок между домами № 24 и 26 по ул. Ленина (бывшей Воскресенской). За поворотом забора он переходит в тропинку, выводящую на набережную. Некогда здесь был широкий съезд с Воскресенской улицы к одной из плёсских пристаней.
Слева виден угол двухэтажного каменно-деревянного дома, принадлежавшего в конце 19 в. крестьянину деревни Суворихи Ковровского уезда Григорию Григорьевичу Великанову, владельцу трактирного заведения и гостиницы, расположенных в двухэтажном здании трактира городского общества на набережной (современный адрес: ул. Советская, 39). В 1896 г. в доме Великанова размещался трактир Никанора Викторовича Векшина, позднее он переехал в упомянутое выше здание трактира городского общества. В 1918 г. дом перешёл во владение семейства Тихомировых. Сын владельца дома Михаил Александрович Тихомиров в 1916 г. окончил курс обучения в художественно-ремесленной мастерской золотосеребряного дела в с. Б. Красное, затем стал выпускником Центрального училища технического рисования А. Л. Штиглица. В этом доме часто гостили известные артисты и художники.
Правее и ниже виднеется крыша одноэтажного деревянного домика, в котором в советское время жила семья Павла Ивановича Шемякина, уроженца Плёса. Он и три его брата – Иван, Василий и Яков – уехали в конце 19 в. в Кинешму, где открыли Торговый Дом братьев Шемякиных и стали кинешемскими купцами и мещанами. Торговый Дом братьев Шемякиных на своей механической вальцевой мельнице молол муку ржаную, сеяную, обдирную, обойную и гороховую; вёл торговлю ржаными муками своего размола, крупчатками разных фирм и прочими хлебными товарами на Нижней Базарной площади и в собственном доме на Песочной улице в Кинешме. После революции пришлось оттуда уехать, вернуться в родной город, купить вместо большого родительского дома на набережной небольшой дом Доступовых. Сын Павла Ивановича Иван Павлович Шемякин – участник войны, несколько раз бежавший из немецких концлагерей - стал одним из инициаторов установки на Воскресенской горе памятника погибшим в Великой Отечественной войне воинам.
Двухэтажный белый кирпичный дом на заднем плане в дореволюционное время принадлежал личному почётному гражданину Александру Алексеевичу Орлову и его жене Клеопатре Васильевне. Позднее здание было муниципализировано. В 1940 гг. здесь размещался Дом ребёнка, в 1946 г. в нем проживало 38 человек.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина представляет собой один из самых типичных уголков старинного волжского города, где все дорожки ведут к реке. Художник словно вырезал понравившийся ему «кусок» пейзажа из большой, застроенной домами, прибрежной панорамы Плёса. Композиционное решение картины позволяет зрителю увидеть лишь отдельные фрагменты будто прилепившихся друг к другу сараев и домов, стоящих за заборами по обе стороны короткого переулка. Но этот «срез» даёт возможность показать оптимальное количество построек: три дома и два сарая, уместившихся на разных уровнях на крошечном «пятачке» земли. От правого нижнего угла по диагонали тянется среди травы и исчезает за углом дощатого забора узкая ленточка тропинки. Вот-вот скроется за поворотом фигурка шагающей по тропе женщины в голубом платочке. Наш взгляд устремляется следом за этой фигуркой в ожидании нового вида, который откроется за плотной стеной домов. Художник уже приоткрыл «завесу»: в правой верхней части пейзажа, за сараями просвет - три равных по ширине полосы неба, земли и воды, которые тянутся над такой же горизонтальной полосой светлой крыши длинного сарая.
Синева неба, затянутого тучками, с оттенками бледно-лилового и бело-розового цветов, отражается в сине-сиреневой глади воды. Этой синеве «отвечают» сине-лиловые рефлексы на стене и фронтоне тёмно-серого бревенчатого сарая, досках забора справа, оконных рамах красного дома.
Цвет красного дома «поддерживается» красно-коричневыми с лиловыми оттенками цветами крыш соседних домов и красновато-лиловым цветом пристройки белого дома.
Равномерно размещены в пространстве картины тёмно-зелёные цветовые пятна травы и листвы на переднем плане и такая же тёмно-зелёная, со всеми градациями шкалы основного тона, полоса дальнего берега.
Мастерски разработан цвет побелки оштукатуренной стены старого дома, освещённого, очевидно, с запада, на закате. Мы замечаем здесь тончайшие нюансы розового, жёлтого, синевато-зелёного. Такие же нежные перламутровые переливы сияют на ослепительно белой от света шиферной крыше длинного сарая. Этой белизне вторит и полоска света на горизонте, и почти «точечные» белые цветочки в траве на переднем плане, и пасущиеся у темных досок забора белоснежные курочки. Светлые блики выделяются на коричневой земле тропинок, а в глубине двора сияет на солнце желтовато-розовая поленница.
Не видимый зрителю просвет в пасмурном небе позволяет догадываться о том, что солнце уже начинает клониться к закату, и маленький городок скоро погрузится ненадолго в сонную тишину.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям