Агеев М. С. Плёс. Церковь на горе Свободы. 1985. Картон, масло. 40х50
- Автор:
- Агеев Михаил Сергеевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Зима
- Локация:
- Соборная гора
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Изображенный на картине Успенский собор – главный храм Плеса. Он находится на Соборной горе. Был построен в 1699 году на месте сгоревшего за четыре года до этого одноименного деревянного храма.
Дата основания деревянной церкви-предшественницы не известна, но впервые «Успенской поп» упомянут в челобитной, посланной Алексею Михайловичу по поводу нападения в 1670 году разбойников на таможенную казну.
Свой современный облик храм приобрел в самом конце XVIII или начале XIX века, когда был увеличен объем алтаря и пристроена перед трапезной шатровая колокольня. Такая композиция, когда все элементы храма как бы нанизаны на одну ось, нередко называется «корабль».
В Успенском соборе в XVIII веке приносили присягу все выборные лица местного самоуправления: бургомистр, словесные судьи, городовые старосты, ратманы. Они давали клятву на Евангелии, целовали крест и подписывались на документе: «Аз, ниже подписавшийся, обещаюсь и клянусь всемогущим Богом и пред святым Евангелием».
Успенский собор запечатлен в работах Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель» и «Вечерний звон». Художник работал в Плесе в 1888-1890-х годах. Основной мотив картины он взял с Кривоозерского монастыря под Юрьевцем, но шатровой колокольни в монастыре не было, она принадлежит плесскому Успенскому собору.
Главный храм Плеса закрыли первым после революции. Для этого были собраны подписи студентов и преподавателей сельхозтехникума, сотрудников санатория, преподавателей школы и так далее, всего 825 подписей. Успенская община насчитывала тогда 47 человек. Поводом закрыть храм стала неуплата местного налога со строений и земельной ренты, а также желание сельхозтехникума, разместившегося рядом в здании бывших Присутственных мест, устроить в храме мастерскую.
В 1934 году сбросили колокола с колокольни. В соборе была размещена учебно-показательная мастерская по машиноведению Плесского сельскохозяйственного техникума. В алтаре был устроен кабинет преподавателей, в центральной части стояли парты для учеников, а в трапезной находился учебный трактор. Вероятно, это спасло собор от разрушения в дальнейшем.
В начале 1991 года храм был передан Иваново-Кинешемской епархии, в нем возобновлено служение.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Пейзаж М. С. Агеева «Вид на Успенский собор с юга» (1985) создавался живописцем в ту пору, когда закрытый для верующих старинный храм служил учащимся сельхозтехникума классом, где они изучали механизацию, и где в трапезной стоял трактор.
Лёгкий морозец, полуденный свет неяркого зимнего солнца, тишина, и только снег поскрипывает под ногами. Работать приходится быстро, часто меняя кисти, чтобы не застыли краски. Получился «портрет» церкви на фоне зимнего пейзажа. Плотными корпусными мазками «сконструированы» каменные стены, купол, колокольня с пустыми арочными проемами без звонницы, а за ней – густая синева неба. Так же густо и плотно изображён сиреневый снег. От берёз протянулись по снегу синие тени. Игра бликов и теней расцвечивает белизну оштукатуренных стен храма розово-сиреневыми, зеленоватыми и сине-серыми оттенками… Работа завершена. Растерев озябшие пальцы, убрав кисти и краски, художник складывает свой этюдник.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям