Агеев М. С. Старая часовня. 1970-1980. ДВП, масло, 20х26
- Автор:
- Агеев Михаил Сергеевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Заречье
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Перед нами часть Никольской улицы, упирающаяся в набережную. На дальнем плане с правой стороны улицы виднеется белый угол Дома-музея И. И. Левитана (бывший дом Солодовникова). На переднем плане – Никольская часовня.
Часовня построена в 1892 г. на углу Варваринской и Никольской улиц. Здание каменной часовни спроектировано в русском стиле. Рядом с ней какое-то время оставалась стоять более ранняя деревянная часовенка.
Археологические исследования, проведенные в 2008 и 2011 гг. Археологической экспедицией Плесского музея-заповедника южнее часовни, на противоположной стороне дороги, выявили 5 разновременных погребений в гробах в виде ящиков (ранние) и в виде долбленых колод (поздние).
Как показал радиоуглеродный анализ, самое раннее из них датируется 1380-1440 гг., т. е. временем постройки второй плесской крепости, самое позднее – 1730-1810 гг.
Очевидно, здесь располагалась церковь Святителя Николая Чудотворца и Великомученицы Екатерины, отмеченная в выписях из книг письма и меры Максима Кругликова в числе трех существующих в 1681 г. церквей на посаде города Плеса.
На плане, составленном после 1779 г., церковь на пересечении Никольской и Варваринской улиц не обозначена.
На межевом плане церковного участка, датированном 1782 г., там, где сейчас стоит каменная церковь Святой Великомученицы Варвары, отмечены два храма – Великомученицы Варвары и Николая. Очевидно, сгоревшая церковь (пожар прослежен раскопками) не позднее 1782 г. была выстроена на новом месте.
В начале XIX в., в соответствии с новым генеральным планом застройки города, по старому Никольскому кладбищу прошла спрямленная Варваринская улица.
Когда деревянная Никольская церковь была утрачена, её престол был перенесен в новый каменный храм Св. вмч. Варвары.
В советское время в Никольской часовне был магазин. Сейчас здание относится к Варваринскому приходу – подворью старинного мужского Николо-Шартомского монастыря, расположенного в селе Дунилово Шуйского района Ивановской области.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Этюд написан на Никольской улице (в годы, когда создавалась картина, улица носила имя теоретика русского анархизма П. А. Кропоткина). Художник смотрел на Никольскую часовню от дома Пыриных. Он видел дом Маклашиных, а за ним, на набережной - дом Солодовниковых (музей И. И. Левитана), Волгу, её дальний берег и небо с бегущими по нему лёгкими облачками.
Майский день был удивительно ясным и тёплым, с реки тянуло влагой, дул свежий ветер. Солнце, уже начинавшее после полудня перемещаться к западу, стояло высоко и сияло. От домов и заборов слева направо протянулись по дороге тени.
Замечательна выбранная художником точка обзора прекрасно сочетается с сочинённой непосредственно на натуре композицией. При кажущейся ассиметричности, при том, что главное «действующее лицо» пейзажа – часовня - смещена от центра, её объём не утяжеляет правую сторону работы. В роли композиционных противовесов выступают цветовые массы, красочные полосы и пятна, гармонично распределённые на противоположной стороне картины. Лежащие на дороге сине-сиреневые тени от домов зрительно увеличивают видимый объём архитектуры, а на фоне эмалевой голубизны неба в левой части картины громоздится большое бело-розовое с сиреневым оттенком облако. Такого же оттенка розово-сиреневая полоса освещённой солнцем дороги отвечает облакам и, в то же время, уходя по диагонали, делает левую часть работы более весомой. Слева от часовни располагаются равные по ширине синяя полоса Волги и зелёная – левого берега.
Сама часовня, закрытая для верующих после революции, в середине XX в. служившая для зареченских жителей продовольственным магазином, в 1970 гг. вновь оказалась заброшенной и год от года ветшала.
Художник, выбравший часовенку в качестве «героини» своего произведения, писал её с большой любовью, воспроизводя в своей работе не только объём, но и фактуру стен заброшенного здания с осыпавшейся штукатуркой. Перекликаясь с голубизной неба и зеленью травы, розово-сиреневыми облаками, красновато-оранжевыми акцентами печных труб и крошечной детской фигуркой на берегу, стены старой часовни, освещённые солнцем, словно вобрали в себя все рефлексы нежной палитры весеннего дня.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям