Агеев М. С. Ранняя весна. (Плёс в марте). 1982. Картон, масло. 64х84
- Автор:
- Агеев Михаил Сергеевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Весна
- Локация:
- Верхний Плес
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Художник выбрал редкий ракурс для своего полотна. Он написал вид с Воскресенской горы на площадь и Волгу, стоя напротив усадьбы бывшего городского головы Павла Николаевича Смирнова.
Снег ещё лежит на Воскресенской и Соборной горе, но уже чувствуется дыхание весны. Лёгкие облака в небе, синева воды, тёплые краски прозрачных берёз.
С горы видны только крыши домов и верхние этажи бывшего трактира Векшина и бывшей пожарной части, расположенной на Торговой площади. Оба здания являются памятниками архитектуры. Здание пожарной части построено в 1885 г., здание трактира – в 1826-1828 гг.
Трактир купца Никанора Векшина любили посещать купцы-старообрядцы, сюда тянулся и простой люд попить чайку, обмыть покупку, узнать последние новости. По легенде здесь пел Фёдор Иванович Шаляпин, гостивший у Шулепниковых в Утешном. Чигин в своем рассказе пишет: «В ту пору ему исполнилось тридцать семь лет, самый расцвет его таланта. Он был хорошо слажен. Широкое, чисто русское с приятным овалом лицо, чуть полноватые губы, волевой подбородок, глубоко посаженные глаза имели разные оттенки и по-доброму светились из-под белесых бровей. Волосы мягкие, русые, гладко зачесаны назад. Все в нем выдавало человека решительного, волевого. Запрокинув голову, он издал нечленораздельный звук, вполне громкий и звучный. Все невольно вздрогнули и повернули головы. Шумок постепенно стих. Певец на какое-то время расслабился и как бы ушел в себя. Затем, поднявшись на носках, вздохнул, как можно глубже.
– Много песен слыхал я в родной стороне, – начал он ровно, мощно, с таким подъемом, что казалось, дрогнули стены и расступились. Песня вырвалась наружу и полетела по широкой ленте золотистого плеса».
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
В картине М. С. Агеева «Ранняя весна. (Плёс в марте)» (1982) вид на Волгу открывается с Воскресенской горы.
Март подходит к концу: плотный снежный наст кое-где уже прорезан зеленоватыми полосами проталин, а склон противоположного берега, обращённый к югу, почти весь очистился от снега. Над кроной высокой берёзы хлопочут грачи.
Мотив пейзажа, так же как и его звучный колорит, и композиция, найденная как будто случайно, созданная непосредственно на открытом воздухе – всё вызывает ассоциации с картиной И. И. Левитана «Март». Здесь такой же ослепительный свет и похожие на левитановские тонкие стволы берёз, которые с обеих сторон обрамляют пейзаж, организуя его пространство подобно театральным кулисам. Взору зрителя открывается за деревьями панорама Волги и дальнего высокого берега. Широкими мазками передан буро-зелёный цвет оттаявшей земли и белые пласты снега в ложбинках. Тонкой полоской тянется синеющий на горизонте лес.
Всё здесь подчинено единому ритму: плывут в ясном голубом небе лёгкие облака, пролетают над берёзами грачи, чуть заметно дрожат верхушки деревьев.
Освещённые солнцем крыши и стены домов под горой, написанные локальными пятнами розового, зелёного, жёлтого, белого и красно-коричневого цветов, вносят радостные, сияющие акценты в бело-голубую и зеленовато-коричневую гамму пейзажа. Яркий мартовский свет окутывает сиреневатой дымкой кроны деревьев и «румянит» облака. Вся природа дышит чистым, прозрачным воздухом весны.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям