Агеев М. С. Плёс. Этюд. (Улица старого Плёса). 1968. Холст, дублированный на ДВП, масло, 25х35
- Автор:
- Агеев Михаил Сергеевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Со всей душевной теплотой к волжскому городку написал маленький этюд М. С. Агеев. Старая улочка спускается на набережную от бывшей Воскресенской улицы в обрамлении таких же старых купеческих домов.
Улочка согрета солнцем, но чувствуется прохлада в красках сине-фиолетовой Волги и убегающих в костромские дали облаках.
Справа на картине – двухэтажный дом Поленовых, возможно, родственников знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова, учителя Исаака Ильича Левитана. Дом является памятником архитектуры середины XIX в. В советское время здесь размещалась единственная в городе гостиница.
Слева на набережной – двухэтажный дом Авериных, памятник архитектуры 1-й половины XIX в. Аверины – знаменитый разветвлённый купеческий род. Их фамилия упоминается в надписи на колоколе 1687 г., отлитом на средства посадских людей Авериных для Воскресенской деревянной церкви города Плёса. Представители этой семьи в разное время занимались соляными продажами, хлебной торговлей и торговлей «щепетильным товаром», т. е. всякой необходимой мелочью: нитками, иголками, булавками, лентами, ювелирными изделиями и прочим.
В 1890 г. этот дом принадлежал плёсской мещанке Анне Александровне Скороходовой, а потом был продан с торгов за долги и оказался в 1914 г. в собственности Бакакиных. Бакакины – тоже очень известная плёсская купеческая семья.
Интересно, что трёхэтажное на момент постройки здание утратило свой первый этаж в 1950 гг. в результате работ по инженерной защите города перед запуском Горьковского водохранилища.
Выше по склону стоит немного покосившийся старый деревянный дом с верандой, принадлежавший в 1914 г. семьям Потепаловых и Романенковых.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Перед нами вид, открывающийся с улицы Ленина (Воскресенской улицы): переулок, спускающийся к пристани для скоростных судов, скрытой за белым зданием слева, где многие годы размещался филиал ювелирного завода «Красная Пресня». Двухэтажный, тоже кирпичный, оштукатуренный и побелённый дом с красной крышей справа – бывшая городская гостиница.
Художник устроился со своим этюдником лицом к Волге, а за его спиной, не видимые зрителем, остались здания начальной школы и городской библиотеки.
Тёплое летнее утро. С востока на запад тянутся длинные чёрные тени от домов и высокого столба на обочине дороги, тени поменьше отбрасывают человеческие фигурки на склоне и у берега. Фигурки стаффажа даны условно - оранжевым, синим и белым – красочными пятнами, которые живописец предпочитал для таких изображений, оживляя пейзаж акцентами ярких цветов.
Почти центричная композиция картины выстраивается цветовыми плоскостями и объёмами. Жёлто-коричневый цвет дороги поддерживается такого же цвета песчаной полоской вдали, над которой неровной грядой зелени, переходящей на горизонте в синеву, протянулся холмистый левый берег. Цвет зелени дальнего берега перекликается с цветом травы на переднем плане и кустов на левой стороне переулка. Облачное голубое небо отражается в глубокой синеве Волги. Ослепительной белизной сияют по обе стороны переулка освещенные солнцем стены двухэтажных домов под красными крышами. Светлые, почти белые блики мы видим и на дороге впереди, и на почерневшей от времени крыше ветхого деревянного дома слева. Бело-розовые облака и ритм крошечных локальных светлых пятнышек на дальнем плане создают приподнятое настроение.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям