Фёдоров Вячеслав Андреевич
Имя Вячеслава Андреевича Фёдорова прочно вошло в историю пейзажной живописи нашей страны как имя художника-реалиста, поэта русской природы, большого мастера со своеобразным видением мира, оригинальной творческой манерой.
Художник родился в городе Иваново-Вознесенск, в бедной семье ткачей. «Рисовальный» талант достался ему по наследству. По рассказам, дед художника был бродячим иконописцем. В Иванове находилось Художественное училище, куда Вячеслав, почти без подготовки, поступил в 1934 г. В то время здесь преподавали прекрасные мастера И. Н. Нефёдов и М. С. Пырин, участники передвижных выставок, ученики знаменитого В. А. Серова.
В 1939 г. В. А. Фёдоров окончил курс училища с отличием. Три его пейзажа были отобраны для Всесоюзной выставки.
Вскоре началась война. Художник воевал на Белорусском фронте. После тяжелейшего ранения обеих ног Фёдоров перебрался в Среднюю Азию, в Самарканд. Туда была эвакуирована ВАХ (Всесоюзная Академия художеств, позднее - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Фёдоров был зачислен в уникальное учебное заведение, образованное соединением трёх ведущих художественных ВУЗов страны: ВАХ, Московского Государственного Художественного института (с 1948 г. - им. В. И. Сурикова) и Киевского художественного института. Таким образом, в далёком Самарканде, где образовалась уникальная художественная среда, у художника появилась редчайшая возможность познакомиться с ведущими мастерами различных школ и направлений, общаться и учиться у них.
После возвращения Академии в Ленинград, Вячеслав Андреевич продолжил обучение в мастерской Б. В. Иогансона, наставником которого в своё время был замечательный колорист К. А. Коровин. Эта связь с великим Коровиным прослеживается в творчестве Фёдорова.
В 1951 г. молодой художник окончил Институт имени Репина и получил диплом с отличием. Его пригласили на преподавательскую работу в родной город.
Становление В. А. Фёдорова как пейзажиста произошло в 1950 гг. Уже тогда он нашёл свою тему, которую пронёс через всю жизнь. Это тема родной земли и нерасторжимой связи человека и природы. Художника постепенно стали увлекать моменты переменчивости в природе, в его работах появились свобода и виртуозность. Росту профессионального мастерства Вячеслава Андреевича способствовал и тот факт, что, начиная с 1952 г., он по два-четыре месяца ежегодно проводил на творческих дачах, работая рядом с ведущими художниками страны.
В 1978 г. В. А. Федорову присвоили звание «Заслуженный художник РСФСР». Пейзажист много путешествовал. Известны его «Байкальский период», «Украинский», знаменитая Академическая дача - «Академичка».
Самый излюбленный пейзаж Фёдорова – пейзаж средней полосы России, чаще всего - Тверская земля и деревня Желниха. Художник много работал и в ближайших окрестностях Иванова, и среди удивительной природы Плёса.
Так живо писать может только настоящий поэт природы, влюбленный в её красоту. Вячеслав Андреевич учился наблюдательности и зоркости у старых мастеров, таких как Шишкин, Поленов, Левитан, Серов. Природная музыкальность Фёдорова в живописных полотнах обернулась способностью не допускать ни одной фальшивой ноты в созвучиях красок.
По своему складу Вячеслав Андреевич был далёк от забот о материальных благах, в быту всегда отличался скромностью. Для него была одна главная ценность – возможность работать, служить искусству. «Ты уж не обижайся, - говорил он жене, - но искусство для меня всего важнее».
Художник ушёл из жизни во время работы – в ноябре 1985 г. Посмертные выставки В. А. Фёдорова прошли в Париже, в Москве и Иванове.
Около шестидесяти музеев хранят сегодня произведения В. А. Фёдорова: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, музеи Иванова, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Уфы, Саратова, Плёса и т.д. Коллекция Плёсского музея-заповедника насчитывает более 80 картин и этюдов Фёдорова. Работы художника также находятся в галереях и частных собраниях за рубежом.