Фёдоров В. А. Ранний снег. Плёс. 1979. Холст, масло. 55х66
- Автор:
- Фёдоров Вячеслав Андреевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Зима
- Локация:
- Верхний Плес
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Вячеслав Андреевич запечатлел в работе эпизод из жизни волжского городка поздней осенью. И с такой любовью передал красоту Плеса, с его неторопливой размеренностью жизни, как если бы коренной житель рассказал о своем родном уголке.
В скромном плесском пейзаже с дорожкой, ведущей на набережную, художник поведал обо всем маленьком волжском городе с его приземистой деревянной застройкой на тихих улочках.
Зима покрыла первым снегом городок, но сохранились еще яркие краски осени на деревьях и дорожках.
По булыжному спуску, ведущему с Больничной горы на ул. Ленина (бывшую Воскресенскую), неторопливо идут женщины. На Волге видна, может быть, одна из последних в этом году груженых барж.
Справа внизу – двухэтажный дом, принадлежавший в 1914 г. Николаю Федоровичу Тихомирову, памятник архитектуры конца XIX в. Мы видим только часть южного фасада дома с деревянной хозяйственной постройкой. Здание интересно по архитектуре, имеет красивое декоративное оформление первого и второго этажа. Окна дома украшены интересными резными наличниками с пропильной резьбой.
А плесский сторожил еще добавил бы, что чуть выше на горе находится старая улочка с ушедшим красивым названием Дворянская, на которой располагаются бывшая дача ивановского фабриканта Николая Мироновича Ямановского, похороненного в ограде Троицкой церкви, и два дома главного механика фабрики Горбунова в Середе Федора Алексеевича Мальцева. Дачи были построены на рубеже XIX и XX вв. Ямановские были благотворителями Троицкой и Введенской церкви. На этой же улице жил плесский городской глава Павел Николаевич Смирнов с многочисленной семьей. Сын его Николай стал писателем, создал замечательную повесть «Золотой Плес» о Исааке Левитане и его спутнице Софье Кувшинниковой.
В западной части улицы располагается целый больничный комплекс, построенный на средства середского фабриканта Григория Климентьевича Горбунова. В 1909 г. заведующий больницей Федор Петрович Чекалов в докладе к десятилетию больницы написал по этому поводу: «В начале 1898 г. группа лиц, состоящая из пяти человек: городского головы П. В. Иванчикова, мещанского старосты И. В. Королева, плесского городского врача Ф. П. Чекалова, земского начальника М. В. Марина, гласного Плесской думы К. М. Грошева, как бы исполняя желание всех плесян, отправились от лица всего плесского общества к Г. К. Горбунову с просьбой устроить в Плесе больницу. Григорий Климентьевич сочувственно отнесся к этой просьбе и дал свое согласие. В мае 1898 г. был заложен первый камень будущей больницы на одном из живописных холмов, отведенный для этой цели городом бесплатно, а 1 декабря 1899 года больница уже была готова и начала функционировать».
Гору, на которой расположился больничный комплекс, назвали Больничной, как и спуск с нее. Дорожки, как ручейки, спускаются к набережной между крутыми горами, каждая из которых имеет свое название.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
В картине В. А. Фёдорова «Ранний снег» (1979) запечатлён один из тех уголков Плёса, которые в любое время года привлекают художников особой оригинальностью рельефа, плавных линий холмов и оврагов, неожиданных поворотов, новых точек зрения, открывающихся со склонов гор на Волгу. Тем более своеобразен пейзаж, в котором живописец показал редкое состояние природы в октябре, в разгар золотой осени, когда неожиданно выпал снег. Он ещё не скоро ляжет плотным покрывалом на землю. Лёгкий, пушистый снежок, очевидно, уже начинает подтаивать. Мокрой и скользкой кажется огибающая подножие холма тёмная дорога, по которой осторожно и медленно идут люди. Их фигуры почти статичны. Так же чётко, рельефно, материально выступают на фоне снега стволы берёз и почерневшие стены старого дома. Импрессионистская техника письма с наложением краски раздельными мазками чистого цвета даёт ощущение лёгкой вибрации воздуха. Прозрачный холодный воздух не затуманивает очертания дальнего берега, где уверенными и точными ударами кисти художник буквально «вылепил» узнаваемые формы кустов и деревьев, припорошённых снегом. Очень наряден, декоративен колорит картины с холодными синевато-серыми тонами неба, воды и снега и, по контрасту с ними, буквально горящими жёлто-золотыми оттенками листвы берёз.
Картина экспонируется с 1998 г. в Федоровском зале Музея пейзажа в Плёсе.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям