Нуждин В. Ю. Плёс. Осенняя пора. 2010. Холст, масло. 50,5х80
- Автор:
- Нуждин Владимир Ювенальевич
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Соборная гора
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Художник написал долину речки Шохонки осенью с Соборной горы, с того места, где обычно задерживаются люди посмотреть на Заречье и полюбоваться долиной реки.
Историк Екатерина Николаевна Закаменная в книге «Плёс. Страницы истории» отмечает: «…в описании города Плеса 1787 года названы владельцы водяных мельниц на Шохонке. Предположительно, они названы в порядке, начиная с нижней. Итак, первая принадлежала семейству мещан Десятовых, вторая была в совместном владении Андрея Яковлева Потепалова и мещанина Федора Федорова Токова, третьей владели мещане братья Степан и Семен Григорьевы Пузанчиковы. Четвертая верхняя мельница принадлежала помещику коллежскому асессору Алексею Кондратьевичу Коптеву, совместно с плесским обществом. Речка Шохонка невелика, и мельницы на ней были с одним колесом, «об одном поставе», т. е. имели одни жернова.
Строили мельницы местные мастера «без технической документации», учитывая опыт уже построенных объектов, знали секреты и тонкости мастерства и передавали его по наследству». Внутри мельницы располагались жернова, два каменных круга на деревянной оси, которые приводились в движение через ременную передачу от мельничного колеса. Жернова тесали каменотесы, выбирая довольно объемистые камни-песчаники. Сверху укреплялся желоб для засыпки зерна, внизу жерновов устанавливался ларь для муки».
Исаак Левитан посвятил одной из плёсских мельниц несколько работ. Писал мельницу и осенью, задержавшись в городе с друзьями – художниками Софьей Петровной Кувшинниковой и Алексеем Степановичем Степановым до последнего парохода.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
В картине запечатлен фрагмент широкой панорамы, открывающейся с Соборной горы на долину речки Шохонки с холмами за ней. Художник писал эту работу во время одного из пленэров, организованного Плёсским музеем-заповедником.
Вторая половина сентября – начало золотой осени, сезон, который многие пейзажисты предпочитают всем остальным. Соборная гора – излюбленное место, как для прогулок, так и для работы живописцев.
Художника, много раз наблюдавшего знакомый пейзаж при любой погоде и в различных ракурсах, поразила красочная гамма осеннего леса, когда возникает соблазн во всех подробностях писать «портреты» буквально каждого, «в багрец и золото» одетого дерева.
В очередной раз Владимира Ювенальевича захватил и размах холмов по обе стороны речки, бегущей к Волге. К тому же кто-то, стоя рядом с ним на кромке горы, заметил, что холмы эти похожи на крылья какой-то огромной птицы. Он согласился, решил написать когда-нибудь эти далеко раскинувшиеся «крылья», для чего, пожалуй, потребовалась бы точка зрения чуть выше, над горой, как бы с высоты птичьего полета.
Однако на этот раз художник поставил себе другую задачу: выбрать из пейзажа, подобного гигантской театральной декорации, особенно понравившийся ему «кусок» природы, «вырезав» его таким образом, чтобы сам зритель догадался о протяженности лесистых холмов и мысленно дорисовал то, что осталось за срезами холста. Итак, на переднем плане самые яркие цветовые акценты в осеннем пейзаже - кроны деревьев, стоящих на склоне горы по обе стороны дороги, спускающейся к реке. Деревья словно охваченные огнем, полыхают красным, жёлтым и оранжевым языками пламени. За ними изображенные с почти фотографической точностью дома, «карабкающиеся» по склонам. Наконец, холмы, чьи цветовые массы даны разными оттенками одного тона: контрастно и ярко – ближний, густо поросший елями и соснами, среди тёмной хвои которых жёлто-оранжевыми пятнами вспыхивают кроны лиственных деревьев, и – приглушенно, с синевой - окутанные воздушной оболочкой дальние холмы. Они разделены долиной речки, совсем не заметной среди кустов ивняка. Их заросли, протянувшиеся широкой полосой по берегам, напоминают клубы сиренево-серого дыма, в котором словно тонет последнее здание давно заброшенного ремонтно-строительного участка.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям