Нуждин Владимир Ювенальевич
Мама – урожденная Александра Трофимовна Лавренова – работала ткачихой на Рогачевской фабрике, отец – Ювеналий Антонович Нуждин – был плотником и столяром. Дом для семьи был срублен отцом из бревен-«топляков», вытащенных из Волги в Плесе.
«В доме у нас висели на стене две картинки: «Богатыри» и «Корабельная роща», - вспоминает Владимир. - Отец сам рамки для них сделал. Позднее, когда я вырос и уже из училища приезжал, обнаружил еще одну картинку, но не репродукцию, а написанную маслом работу - вечерний пейзаж. Мама сказала: «Это – картина брата отца, дяди Николая». Он был специалистом по ремонту холодильников и телевизоров. А художественного образования ни у кого в нашем роду не было».
Детство Владимира и его брата Николая было, по словам художника, «уличное»: играли в лапту, ножичек, в подобие «городков» (игра называлась «клёк»). Зимой расчищали прудик и играли в хоккей, строили снежные крепости с «норами».
Школьниками ходили в секции: волейбольную, баскетбольную, настольный теннис. Бегали на лыжах, участвовали в соревнованиях. Записывался мальчик и в танцевальный кружок, куда ходил недолго, и в скульптурный, где тоже не задержался. Наконец, был рисовальный кружок.
Рисовать ему нравилось всегда. Он делал карандашные портреты родных: мамы, брата, отца. С фотографий срисовывал своих друзей. Однажды сделал композицию из своих работ, разместив все портреты в овале на листе ватмана.
Володе запомнились его первые масляные краски – маленькая коробочка с названием «Невская палитра». Этими красками на куске ДВП, напоминавшем своей фактурой холст, он написал портрет какой-то девочки, который скопировал из журнала «Работница». Затем было художественное училище, отделение декоративного оформления. «В то время в училище были серьезные, сильные преподаватели, почти все – прошедшие войну, награжденные медалями, - вспоминает художник. - Акварель и масляную живопись преподавал у нас два года Игорь Александрович Спирин (они с Вячеславом Андреевичем Федоровым дружили, оба – фронтовики), добрый, отзывчивый, внимательный учитель, одно время он был и директором училища… Для меня это была самая счастливая жизнь: просыпаешься и – быстрей бы рисовать!».
После училища Владимир собирался поступать в ВУЗ, но пришла повестка в армию. В части был художником. После армии устроился работать в ДК Текстильщиков в Иванове. Друзья – Андрей Федоров и Саша Зайчиков - уговорили его поступать в академию. Он взял отпуск, собрал свои рисунки и отправился в Ленинград. Но в академии сказали, что нужно ещё поработать над картинными композициями. Решил поехать в Москву, но и там отказали: отметив хороший уровень подготовки, сказали, что в работах недостает обнаженной натуры.
Владимир вернулся в ивановский Дворец культуры и проработал там шесть лет. В те же годы в родном городе Приволжске он делал эскизы для оформления столовой на Рогачевской фабрике, где работала его мама.
«Первая моя выставка вместе с Санькой Климохиным была в 1987 г. в библиотеке на Сортировке. Саша уже работал в Ивановском Художественном фонде, в 1989 и меня уговорил туда перейти. Я участвовал в выставках, делал оформительские работы. Мастерской еще не было, были какие-то полуподвалы. К Дню Победы Марк Иванович Малютин принял мою картинную композицию на военную тему – «Дядя Коля». Не знаю, где она теперь. Была еще картина со столяром на Сортировке, она вместе со всем остальным сгорела при пожаре...
Потом пришла «перестройка», а с ней – безденежье. Надо было как-то выживать, у меня две дочки маленькие были...»
Нуждин занимался тогда оформлением каких-то интерьеров, продолжал работать и как живописец. В 1992 г. с картиной «Окраина села» впервые участвовал в зональной выставке в выставочных залах ЦДХ в Москве. Сейчас эта работа находится в фондах Плёсского музея-заповедника. В 1998 г. вновь в ЦДХ, Владимир Ювенальевич участвовал в зональной выставке с картиной «Бабушка».
Познакомившись в 1995 г. с И. А. Кучеренко, владельцем галереи «Золотой Плёс» в Москве, Нуждин участвовал в организованных галереей пленэрах и выставках, побывал во многих живописных местах России, а также во Франции, Германии, Чехии.
С Плёсом художник познакомился ещё ребенком; взрослым приехал сюда с Андреем Фёдоровым. «В Плёсе они купили дом, и Андрей приглашал меня летом на этюды. И Плёс с тех пор стал моей второй родиной. Только здесь бывают осенью «малиновые» вечера. Или весной талый снег хлюпает под ногами, а шаги слышны на той стороне Волги. Я называю это «оглушительной тишиной». Здесь я познакомился с Галей, которая стала моей музой-вдохновительницей, и живу здесь постоянно, до нынешнего времени. Правда, мой родной город Приволжск ещё не исследован. Плёс написан, а Приволжск – мало. Нужно заняться, тем более, что там я играю в народном театре «Миниатюра» и в студии «Жар-птица».
В 2000 гг. Владимир Ювенальевич участвовал в Поленовском, Васнецовском и Левитановском пленэрах, в проекте Плёсского музея-заповедника «Зеленый шум 2010. Россия - Франция», «Зеленый шум 2016. Россия - Германия», в выставке «Берега» (2015), в 2017 г. в передвижной выставке «Левитановский Плес глазами современных художников. Из России в Европу» (Рязань, Рыбинск, Москва, Коломна, Иваново, Ярославль, Кинешма, Кострома).
В коллекции Плёсского музея-заповедника находится семь живописных произведений В. Ю. Нуждина, из них 5 – дары автора.