Назаренко В. А. Утро в Плёсе. 2015. Холст, масло. 48х68
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Владимир Алексеевич запечатлел в своей работе летнее утро в Плёсе с видом на Варваринскую церковь (1821 года постройки). Солнце окрасило нежными красками стены храма и колокольню. Ничто не нарушает утреннего умиротворения, только праздничный благовест, разливающийся над Заречьем и Волгой, возвещая о начале службы. Варваринская церковь является подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря. Монастырские службы длинные и благодатные.
Первое упоминание о церкви в исторических документах относится к 1628 г. На посаде в Плёсе было три деревянные церкви: церковь Живоначальной Троицы в верхней части города, церковь Святых апостолов Петра и Павла и церковь Святой Великомученицы Варвары – на территории современного Заречья.
В 1702 г. был выдан антиминс в новопостроенную церковь Святой мученицы Варвары. Новая церковь, очевидно, тоже была деревянной. По планам XVIII в. рядом с Варваринской церковью стояла Никольская, обе церкви были деревянными.
В 1821 г. была построена каменная церковь с колокольней, обнесенная каменной оградой с железными решетками. В ней было 3 престола: в холодной – во имя великомученицы Варвары, в тёплой: правый – во имя святителя Николая, левый – во имя трёх вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Особенно чтимых икон было две: великомученицы Варвары в церкви и святителя Николая в принадлежащей церкви часовне. Причт состоял из священника и псаломщика.
В XIX в. были выполнены росписи в храме, которые сохранились до сих пор.
Двухэтажный дом, виднеющийся на работе справа, построен в 1960 гг. Раньше на набережной стояли деревянные одноэтажные дома. В 1950 гг. планировался подъём уровня воды в реке Волге после завершения строительства Горьковского водохранилища, пришло распоряжение властей о переносе деревянных домов с набережной на новые земельные участки из-за опасности затопления.
Недалеко от Варваринской церкви жили Подгорновы. Трогательно вспоминает о своём детстве и пасхальных днях Александр Николаевич Подгорнов – один из потомков старейшего и разветвленного рода. Семья жила в деревянном доме под четырехскатной крышей на Нижней Набережной улице, через несколько домов от своих богатых родственников.
«В постоянном обиходе дома был пшеничный хлеб, свежий ржаной и ржаные пироги, по воскресеньям и праздникам – пшеничные: ватрушки, с капустой, грибами, рыбой и т. д. Соблюдались посты и постные дни. С нетерпением всегда ждали разговенья, особенно перед Пасхой – пост был самым длинным. Тетка и мать были, конечно, людьми религиозными. В праздничные и другие дни по очереди ходили в церковь, не оставляя нас одних в доме. В Пасху в 12 ч ночи нас будили и показывали в окно церковь, расцвеченную гирляндками разноцветных фонариков – мы сами просили разбудить нас. Днём ведь мы наблюдали приготовления к Пасхальной иллюминации около церкви, она была очень близко к нашему дому. Вечером мы слушали размеренные удары большого мелодичного колокола при чтении Евангелия.
День в Пасху начинался очень рано, по окончании церковной службы. Разговевшись (на столе был сыр, кулич, чай с молоком, яйца), снова ложились спать до 10, 11 часов дня. Пасха была всегда самым милым, добрым и радостным праздником, предвещавшим близкое воскресение, пробуждение природы после зимы – цвела верба, набухали почки на других деревьях. Проглядывали прогалины талой земли без снега. Они были излюбленными местами для игры в бабки. В то время люди чаще ходили друг к другу в гости, родственные отношения были крепкими, добрыми. Мы ходили часто в гости к бабушке Любови Ивановне Кузнецовой. На Пасху съезжались домой её сыновья – наши дяди. Это увеличивало наш интерес быть там. Они оба рисовали, Василий Иванович занимался фотографией, Иван Иванович был народным учителем. На Пасху нам шили обновки: новые сатиновые рубашки, штанишки из х. б. трико или перелицованного трико из одежды взрослых, новые скрипучие ботинки, сапоги.
Бывали мы в гостях и у богатых родственников. Там было много комнат, у детей отдельные комнаты и интересные игрушки. Все было вкусно и домой мы шли не с пустыми карманами. С нами почти всегда была крёстная».
От дома купцов Грошевых-Подгорновых хорошо видно, что колокольня церкви имеет значительное отклонение от вертикали. Значительный наклон вызван тем, что храм построен на грунтах второй надпойменной террасы реки Волги, где встречаются песчаные линзы, ключевые выходы и текущие под землей ручьи.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина предана в дар Плёсскому музею-заповеднику по итогам Между-народного пленэра «Зелёный шум 2015. Россия - Эстония».
Необычная колористика отличает работу. Сам Владимир Алексеевич признаётся, что в момент написания этой картины небо приобрело необычный цвет, а храм озарился контрастным тёплым светом, и именно эту цветовую гамму он запечатлел.
Назаренко В. А. удалось выработать свой узнаваемый почерк в рамках реалистической художественной традиции: крупные пастозные мазки, размытость контуров, непрорисованность, прерывистость линий.
Центр картины - это Варваринская церковь в обрамлении ярких осенних деревьев. Она словно утопает в золоте. Первое, на что обращаешь внимание — это церковная колокольня, вся природа окружает именно её. Оранжевая слившаяся масса деревьев первого плана удачно контрастирует с синими куполами церкви. Густо, смело, не жалея красок, художник буквально «лепит» форму, подобно скульптору. Дорожка, уходящая вглубь картины, так и манит зрителя пройтись по ней, чтобы посмотреть, что же там за поворотом?
Сложные по колориту, композиционно выстроенные, экспрессивные и «звучные» картины В. А. Назаренко вызывают неизменный интерес у зрителей. Возможно, секрет обаяния и привлекательности этих полотен кроется в их активной эмоциональной содержательности. Художник стремиться столь же чут-ко, как и его предшественники, прислушиваться к голосу времени.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям