Максимычев Н. В. Сияющий Плёс. Февраль. 2000. Картон, масло. 50х70
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Зима
- Локация:
- Заречье
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Варваринская церковь и дома написаны художником с тропинки, ведущей от Варваринской улицы на Холодную гору.
Одно из самых ранних упоминаний храма Св. Великомученицы Варвары в Плесе обнаружено в документе 1628 г. Речь идёт, конечно, не о каменной, а о деревянной церкви.
В 1694 г. к храму относились два двора поповских на церковной земле и «нищих стариц 11 келей», в приходе состояло 44 двора рыбных ловцов.
21 января 1702 г. был выдан антиминс в новопостроенную церковь Св. мученицы Варвары. Этот факт свидетельствует о том, что была выстроена следующая деревянная церковь взамен утраченной. Антиминс – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей. На нем совершается литургия – церковная служба.
Эта церковь сгорела 29 августа 1817 г.
Строительство же каменной церкви Святой Варвары Великомученицы, очевидно, было начато раньше. Уже в 1811 г. мещанин Андрей Герасимович Кузнецов просит магистрат взыскать долг с его должника в пользу строящегося храма Варвары Великомученицы.
Каменный храм был построен в 1821 г. старанием прихожан и сторонних жертвователей. Его стены опираются на большие валуны, лежащие в основании. Вокруг церкви расположено приходское кладбище, от которого сохранилось каменное надгробие черниговской купеческой дочери девицы Татьяны Дмитриевны Солиной, почившей в 1821 г.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
В собрании Плёсского музея-заповедника находятся три произведения Н. В. Максимычева, переданных им в дар. Работа «Сияющий Плёс. Февраль» экспонировалась в Плёсе на выставке «Зелёный шум-2000», а также в Рязани, Москве, Коломне, Иванове, Ярославле, Рыбинске и Костроме в 2017 г. в составе передвижной выставки «Левитановский Плёс глазами современных художников. Из России в Европу».
Самим автором работа датируется февралем ошибочно. В действительности этюдная основа картины была написана с натуры в марте 2000 г. Группа ивановских художников приехала в Плёс на открытие персональной выставки М. С. Агеева, посвященной 55-летию Великой Победы. Приняв участие в торжественном открытии и поздравив экспонента, Николай Васильевич ушёл на пленэр. Был солнечный день, снег сверкал до рези в глазах. Прихватив из автобуса этюдник, художник быстрым шагом устремился вверх по переулку мимо Варваринской церкви. А менее чем через полтора часа уже вернулся с почти завершённой работой.
Быстрота, с которой был написан детально проработанный этюд, не только свидетельствует о мастерстве; в некоторой степени она отражает творческий метод художника, его умение «схватить» краткий миг меняющегося освещения, состояния атмосферы и собственного настроения. Однако мастер не ограничился этюдом. При рассмотрении картины по характеру мазков, по особенности цветовых сочетаний и разной степени плотности красок видно, что он дорабатывал картину в несколько приёмов.
Работа очень реалистична, место её создания не вызывает сомнений. Удивительно, что выбранный художником ракурс практически не встречается у других авторов, хотя Варваринскую церковь очень часто пишут и с Соборной, и с Холодной, и с горы Левитана.
На горизонтально сориентированной поверхности работы художник обозначил лишь объекты центрального плана. Задний план не выявлен, линия горизонта практически не прослеживается. Угадывающиеся по краям картины деревья и кустарники переданы условно. Художнику удалось передать восприятие этого пейзажа буквально на физиологическом уровне: подробно - по центру и рассеянно-обобщенно - по периметру. Именно так и видит человеческий глаз. Благодаря этим приёмам при взгляде на произведение возникает ощущение обратной перспективы. Такого рода центрально симметричные композиции характерны для многих работ Максимычева.
В центре композиции - Варваринская церковь, перекрытая на переднем плане домиками, теснящимися в устье Холодного оврага. Склоны оврага с растущими на них деревьями сферически оконтуривают центральную часть композиции, перекликаясь с рваными облаками. Заснеженные склоны с глубокими синими тенями как бы отражаются в ярко-синем небе, преображаясь в клочковатые облака. Пейзаж очень динамичен. Художник сделал ведущим сине-голубой колорит, объединяющий весь пейзаж - небо, Волгу, тени на снегу.
С помощью многочисленных разнонаправленных мазков достигнут эффект игры света внутри полупрозрачного гранёного камня. Складывается ощущение, что мы смотрим в волшебный шар, в котором вокруг заснеженных строений преломляясь, отражаясь и играя, подобно льдинкам в воде, вихрем вращается поток солнечных лучей.
Уверены, что автор удачно дал название работе. При фотографически точном расположении изображенных объектов, все они переданы условно, главным образом, посредством выявления тональных переходов. Подлинный цвет предметов здесь не волнует художника, потому что предметом изображения является именно свет, сияние. Архитектурно-ландшафтный ансамбль Плёса - только фон для изображения этого света. Картина наполнена большим количеством рефлексов, теней и бликов, поэтому практически невозможно установить источник света и его местоположение. Создается поразительный эффект светоносности самой картины.
«Сияющий Плёс. Февраль» - произведение зрелого мастера, которое может служить характерным образцом, иллюстрирующим авторский стиль, своеобразную технику исполнения, по которой Н. В. Максимычева безошибочно можно отличить от других художников.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям