Варенцов Александр Алексеевич
Родился в поселке Выползово Калининской (ныне Тверской) области. В 1971 г. окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена по специальности «художник-педагог».
Заслуженный художник России, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, общественный деятель и педагог с многолетним стажем. Проживает в Новгороде. Дважды избирался в городской Совет народных депутатов, добился создания факультета архитектуры и искусства в Новгородском университете.
Награды:
· Серебряная медаль Академии художеств России, 2007.
· Наградной знак Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство», 2008.
· Юбилейная медаль «В память 1150-летия Великого Новгорода» № 4433, 2010.
· Общественная награда России. Медаль участника энциклопедии «Лучшие люди России», 2010.
В настоящее время Александр Алексеевич курирует пленэр «Мастерская реалистической живописи», где передает свои знания в живописи новому поколению педагогов-художников. При его содействии открыты и продолжают свою плодотворную деятельность художественные отделения детских школ искусств в Боровичах, Волоте, Демянске, Валдае, Старой Руссе, Крестцах, Парфино, Чудово, Холме и др.
Пейзаж в творчестве А. А. Варенцова является первостепенным жанром. На разных этапах пути развития художника этот жанр принимал сложные и не всегда однозначные формы, но живопись с натуры и размышление в процессе работы до сих пор составляют основу творческого метода мастера. «Я писал и рисовал с натуры новгородские храмы, улочки города с 11 лет, – вспоминает художник, – через пейзаж я пытался познать законы изображения, научиться верно передавать состояния природы, пространство, разнообразные формы окружающей меня действительности. Иногда «на мотиве» я встречал художников, которые приезжали писать Новгород. Эти встречи и моменты общения вошли в мою жизнь как первые яркие события творческой деятельности».
Задачи, обозначенные художником, не являются новыми для русского искусства. Творческий рост через многочисленные влияния и осмысление предыдущего опыта был характерен для большинства станковистов XX в. Перед художниками ставилась задача образного воплощения современности специфическими средствами живописи с учетом и широким использованием всех достижений новой отечественной и европейской изобразительной культуры. В творчестве А. Варенцова «живописный реализм» нашел самое широкое применение. Особенно интересным представляется процесс проявления качеств метода в работе художника над картиной: жанровая основа, отношение к натуре, организация пространства, качество живописной поверхности.
Художник Александр Варенцов является последователем «синтетической линии» в развитии живописи. Основная задача его многолетней интенсивной работы - открывать различные способы синтеза рисунка и цвета в картине, преображая природный цвет и форму в пластическое содержание живописи.
С 1971 г. прошло более 35 персональных выставок А. Варенцова в Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Витебске, Таллине, Харбине и т. д. Александр Алексеевич -участник многочисленных региональных (Сыктывкар, Новгород, Мурманск, Киров, Вологда) и международных (Германия, Норвегия, Австрия, Франция, Испания, Швеция, Эстония, Италия, Китай, Греция) выставок. Произведения живописца хранятся в фондах музея Академии художеств России, Новгородского государственного музея-заповедника, в музеях Пскова, Плёса, в частных коллекциях в России и за рубежом. С 2011 г. художник провел более 10 выставок в различных городах КНР и представлял российское искусство на Форуме русской живописи в Харбине в 2015 г.
В коллекции Плёсского музея-заповедника находятся три живописных произведения А. А. Варенцова. Одно из которых - «Новгородские соймы. Юрьево. Дождь» (1995) было закуплено для собрания Плесского музея-заповедника Министерством культуры РФ, а два других - «Причал в Плесе» и «Волга. Лодка «Березка»» (2001) - подарены автором.
В 2000 г. А. Варенцов приезжал в Плёс как участник Межрегиональной выставки пейзажной живописи «Зеленый шум», а в 2001 г. он вернулся сюда уже на пленэр, с последующим участием в итоговой выставке.