Корин Алексей Михайлович
Родился в одной из самых известных иконописных семей в Палехе. Уже в детстве он проявлял способности в рисовании: рисовал портреты родных и друзей. Азы иконописи осваивал в мастерских Троице-Сергиевой лавры в 1875-1876 гг. Затем в течение года продолжал обучение в Москве в иконописной мастерской Шокорева. В 1884 г., желая овладеть «художественными науками», А. М. Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала вольнослушателем, а затем в основной состав учащихся, так как был хорошо подготовлен по рисунку и живописи. Его учителями были такие известные художники, как братья Е. С. и П. С. Сорокины, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов. Тяжелые бытовые условия в годы учения были для Корина нелегким испытанием на жизненную стойкость, но не помешали ему в профессиональном росте. В 1889 г. за картину «После обедни» Корин был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника, а через пять лет был приглашен в родное Училище на должность преподавателя. Среди учеников А. М. Корина - А. А. Пластов, М. С. Сарьян, А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон и другие известные советские живописцы.
Алексей Михайлович - представитель московской школы живописи, «поздний передвижник», во многих своих творческих проявлениях близкий «Союзу русских художников»; показал себя как многожанровый, талантливый живописец и превосходный рисовальщик. А. М. Корин - мастер камерных произведений, что определяется не только их размерами, но и особой интимностью образов, почти не выходящих за рамки повседневной жизни, семейного и дружеского круга общения художника.
Навыки иконописца повлияли на художественный язык мастера, придав его живописи самобытность. Я. Д. Минченков в своих воспоминаниях о передвижниках писал, что «Корин прошел все иконописное ремесло, знал его в совершенстве, и оно выручало его потом в минуты нужды...». Алексей Михайлович не раз принимал участие в оформлении храмов: в 1911-1912 гг. расписывал храм Александра Невского в Софии (Болгария), реставрировал фрески Троице-Сергиевой лавры. Уже к началу ХХ в. А. М. Корин являлся крупнейшим специалистом в области храмовой монументальной живописи.
Принимал активное участие в выставках передвижников. Его живописные и графические работы неизменно заслуживали высших оценок. В 1911 г. картины Корина были представлены на Всемирной выставке в Риме.
Летом 1889 г. Алексей Михайлович впервые побывал в Плесе в большой компании друзей-живописцев: И. И. Левитана, В. В. Переплетчикова, В. Н. Бакшеева, М. Х. Аладжалова, С. А. Виноградова. Очарованный местными пейзажами, художник вместе со всеми ежедневно плодотворно трудился на пленэрах. Именно в Плесе портретист А. М. Корин начал впервые систематически заниматься пейзажной живописью. Маленький город на Волге стал для него «второй родиной». В течение 28 лет, с 1889 по 1917 гг., он регулярно приезжал сюда на этюды в летние и осенние месяцы; воссоздавал на полотнах живописные окрестности или проводил время «в постоянных пароходных и лодочных блужданиях по Волге с неизменной записной книжкой». Его художественные образы природы, как и у многих передвижников, отличаются простотой мотива и сдержанностью колористического решения. Любимыми темами Алексея Михайловича были проселочные дороги, бескрайние поля, Волга и лодки. Он бывал в Плесе не только с коллегами-художниками, часто в плесские поездки брал всю свою большую семью. Интересно, что его сын Николай родился в Плесе 29 мая 1896 г., о чем есть запись в метрической книге Преображенской церкви. Жена Алексея Михайловича, Серафима Сергеевна Корина, принимала активное участие в общественной жизни Плеса, была почетным членом плесского Воскресенского общества трезвости. Портрет Ф. П. Чекалова - первого плесского врача и создателя этого общества, написанный А. М. Кориным в 1910 г., хранится в коллекции Плесского музея-заповедника.
По мнению искусствоведа Г. В. Жидкова, А. М. Корин в своих пейзажах «выступает в качестве художника, замечательно видящего и чувствующего природу, находящего прекрасные художественные средства для запечатления ее в живописных произведениях».
Плес стал для него творческой лабораторией: именно здесь оттачивалось его художественное мастерство, а работы обретали философскую глубину.
Работы мастера сегодня можно увидеть в Государственном Русском музее, в Третьяковской галерее, музеях Палеха, Вологды, Кисловодска, Краснодара, Перми, Ростова, Ставрополя, Сыктывкара, Хабаровска, Челябинска и т.д.
В 1985 г. в здании Воскресенской церкви в Плесе была проведена выставка работ А. М. Корина из коллекции внука художника Д. В. Корина. По итогам выставки одна картина была подарена музею-заповеднику и 25 приобретено на средства областного бюджета (всего в коллекции музея 17 живописных и 9 графических работ). В последующие годы они экспонировались на персональных выставках художника в 1995 (Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана) и 2020 (Музей пейзажа) годах.