Булдыгин Адольф Федорович
Родился в семье военнослужащего. С 1941 г. жил в Ярославле. В 1955 г. окончил Ярославское художественное училище. С 1959 работал в Ярославских мастерских Художественного фонда РФ. С 1965 года — член Союза художников России. С 1984 по 1988 г. был председателем правления Ярославской организации Союза художников РСФСР.
С 1960 года Адольф Фёдорович являлся постоянным участником областных, зональных, региональных, всесоюзных и зарубежных выставок, активно принимал участие в общественной жизни Союза художников. В 1994 он стал лауреатом областной премии им. А. М. Опекушина, в 2008 г. художнику было присвоено звание «Народный художник РФ». В 2010 г. он был награждён Золотым знаком ВТОО «Союз художников России»; награждён медалью «За доблестный труд» и Почётным знаком города Ярославля III степени.
Произведения автора экспонировались на выставках во Франции, Португалии, Германии, Польше и других странах. Работы А. Ф. Булдыгина находятся в Музее архитектуры им. Щусева (Москва), в музеях Ярославля, Рыбинска, Ростова Великого, Костромы, Переславля-Залесского, Пензы, Плёса, Волгодонска.
Наследие Адольфа Фёдоровича Булдыгина занимает особое место в искусстве. Натура одарённая, творческая, художник создал свой стиль, свой изобразительный язык - удивительно сдержанный, немногословный, несуетный. Многие годы он работал, в основном, как художник-график, в том числе в технике офорта, но со временем всё большее предпочтение отдавал живописи.
Булдыгин всегда с благодарностью вспоминал любимых педагогов Ярославское училища Михаила Александровича Кичигина и Валентина Николаевича Леонтьева. Он впитал в себя то лучшее, что было в искусстве наставников. Артистизм и «маэстрия» Кичигина, тонкий лиризм и поэтичность, свойственные живописи Леонтьева, органично развились в творчестве их ученика.
В жанровом многообразии творчества художника главное место занимает городской пейзаж. Работал он и в родном. Ему была по душе самобытность Ярославля, Ростова Великого, Переславль-Залесского, Тутаева и Плёса, их уникальная древнерусская архитектура. На пленэр он уезжал обычно надолго, чтобы не спеша «вжиться в образ».
Не только памятники старины привлекали художника, много значили для него и окружающая их природа, её выразительность. Художник изображал природу в разное время суток, года. Это и ночные, и предрассветные, и освещенные лучами заходящего солнца пейзажи. В них остро ощущается настроение. Хороши снежные вариации в картинах: первый снег на золотом ковре опавших листьев, занесённые сугробами и утопающие в снегу деревенские дома, ледокол на реке, первые проталины, зеленеющий май…
Картины А. Ф. Булдыгина узнаваемы и по сдержанной цветовой гамме, и по изысканному перламутровому колориту. В неярких, будничных мотивах его пейзажей ощущается глубина художественных образов. Многолетний опыт натурной работы в старинных русских городах позволил художнику создать одухотворенные живописные пейзажи Парижа, ночной волшебно-загадочной Венеции.
Этюдная, импровизационная манера письма, характерная для пейзажной живописи художника, привносит ощущение лёгкости и непринужденности также и в его работы в жанрах натюрморта, интерьера и портрета. Проникновенные портреты ярославских художников Мушега Антоняна, Фёдора Новотельнова, Юрия Жаркова и других – это запечатлённые образы быстротечной жизни.
Адольф Фёдорович был личностью необыкновенно привлекательной своей активной жизненной позицией. Человек образованный, он живо интересовался художественной жизнью Ярославля. Доверительные отношения сложились у него со многими коллегами, музейными сотрудниками и искусствоведами. К нему, как к старшему товарищу, шла за советом и творческая молодёжь, и для каждого он находил доброе слово.