Долгашёв К. А. Осень. Плёс. 2015. Холст, масло. 48х68
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
На картине изображена восточная окраина города.
Над деревьями возвышается колокольня церкви Святой Великомученицы Варвары, построенной в 1821 г. на месте утраченного одноименного деревянного храма.
Справа от церкви – особняк, принадлежавший в 1914 г. Петру Александровичу Подгорнову и Ксенофонту Максимовичу Грошеву.
Двухэтажный дом с антресолями был построен по разрешению, испрошенному в 1796 г. купцами Андрианом и Михаилом Зубарёвыми. Андриан Михайлович Зубарёв, купец 2-ой гильдии, был владельцем полотняной фабрики, открытой им на берегу Волги в 1794 г. Вытканные на ней пестряди и равендуки отвозили для продажи в Санкт-Петербург и Москву, а отчасти продавали в городе и окрестностях на ярмарках.
После смерти Андриана Михайловича сыновья начали делить наследство. В результате дом в конце XIX в. оказался в собственности двух других семей - православных Подгорновых и старообрядцев Грошевых.
Семья Подгорновых занималась торговлей хлебом, привозимым из низовых губерний, владела баржами. Подгорновым принадлежало несколько каменных домов на набережной, а также лавки и хлебные склады на Торговой площади.
Ксенофонт Максимович Грошев был одним из владельцев бумаготкацкой фабрики, расположенной на берегу Волги ниже Гремячки. Кроме того он владел мануфактурным магазином в Верхних торговых рядах, был гласным Думы, членом Общества вспомоществования нуждающимся учащимся. На работе видны бревна у берега. Они принадлежали Ксенофонту Максимовичу, занимавшемуся также торговлей лесом.
С этим зданием связана романтичная история, участником которой вольно или невольно оказался Исаак Ильич Левитан.
В Плёс Левитан впервые приехал в 1888 г. вместе с художником Алексеем Степановичем Степановым и своей ученицей Софьей Петровной Кувшинниковой. Остановились они в особняке купца Солодовникова, где сейчас находится Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана. Софья Петровна подружилась с Анной Александровной, жившей с мужем, Ксенофонтом Максимовичем Грошевым, и его родителями в красивом особняке, замыкавшем набережную. По свидетельству Александры Ивановны Лебедевой, дочери Ивана Федоровича Фомичёва, приятеля Левитана, в половине Грошева художник писал одну из своих больших картин.
Анна Александровна была воспитанницей фабриканта-старообрядца Евтихия Семёновича Крымова из соседнего села Яковлевское (ныне г. Приволжск Ивановской области) и замуж вышла тоже в старообрядческую семью с суровыми домостроевскими традициями.
Софья Петровна вспоминала:
«Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки. Невольно мы очень сдружились и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи, нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать. Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице, а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком. Здесь подметил он и мотив «Золотого Плёса», который потом каждое утро стал писать, пополняя запас впечатлений своими наблюдениями по вечерам».
В 1889 г. Анна Александровна уехала в Москву вместе с художниками.
Эту историю, заменив реальные фамилии вымышленными, описал Григорий Тихонович Северцев-Полилов в романе «Развиватели». По его словам, Анна в Москве стала актрисой, но потом оставила сцену и ушла в сестры милосердия.
Ксенофонт Максимович женился во второй раз. Грошеву не нужен был официальный развод с беглянкой, так как жил он с ней в невенчанном браке, поэтому он взял в жены девицу из плесской купеческой семьи и венчался с ней в православной церкви, несмотря на то, что и вторая его жена была старообрядкой.
Самое удивительное, что организаторы побега не побоялись вернуться в Плес на следующий год, поселившись в доме Частухина-Философова на противоположном конце набережной. Но старообрядцы вряд ли смогли простить такое грубое вмешательство в частную жизнь. Прожив две недели в Плесе, поработав на выезде – в Серковой Слободе (д. Серково) и под Юрьевцем, Левитан уехал, чтобы больше никогда не вернуться в Плес.
Известно, что Чехов был в курсе этой скандальной истории, и рассказала ему о ней, судя по всему, сама Софья Петровна. Вот что он написал ей в письме, проплывая на пароходе мимо Плеса по пути на Сахалин: «С.П. КУВШИННИКОВОЙ. 23 апреля 1890 г. Волга, пароход «Александр Невский». 23 апр., рано утром. Видел Плес. Узнал я кладбищенскую церковь, видел дом с красной крышей...»
Этот место запечатлено И. И. Левитаном в знаменитой работе «Вечер. Золотой плёс».
В 1920-е годы дом Подгорновых-Грошевых был муниципализирован, в нем до 1975 года размещалась средняя школа.
В 1997 году здесь был открыт единственный в России Музей пейзажа. В его экспозиции зрители могут увидеть работы художников-пейзажистов второй пол. XIX - нач. XX вв. (из собрания Плесского музея-заповедника), отражающие становление и различные направления русской пейзажной школы. Творчество художников-передвижников представлено полотнами А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.П. Боголюбова, В.Д. Поленова, А.А. Киселева, Н.А. Ярошенко, Н.Н. Дубовского и других художников.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина была написана во время Международного пленэра «Зелёный шум 2015. Россия – Эстония».
На холсте изображена плёсская набережная с видом на Музей пейзажа со стороны реки. Многие художники в Плёсе выбирают эту видовую точку для создания своих работ в разное время года, но осенью здесь особенно красиво. Желтеют тополя, лиственницы, краснеют клёны, неизменно зелёными остаются ели. Справа от места, где стоит художник, можно увидеть Волгу, в слева находится живописный прудик. Это одно из любимых мест прогулок туристов и местных жителей.
Живопись К. А. Долгашёва органично сочетает в себе свежесть впечатлений, которую даёт богатая пленэрная практика, и природную склонность автора к романтизации натуры. В каждом природном состоянии художник стремится передать любование окружающим миром, трепетное отношение ко всему живому, предостережение о хрупкости земного. Вся работа наполнена солнцем. Белизну холста автор гасит эффектной гармонией мягких, нежных тонов: светлых, умеренных и чистых, бело-голубых и голубовато-сиреневых. Лёгкое сияние окутывает купол храма на фоне неба, подчеркивая умиротворение и благостность открывшегося художнику вида. В центре работы мы видим фигуру женщины, которая приближается к Музею пейзажа. Светло-голубое с красной крышей здание освещено ярким солнцем, подчёркиваемым контрастными тенями, которые дом отбрасывает на дорогу. Быстрый и лаконичный мазок создаёт для зрителя иллюзию передачи шороха пожелтевшей листвы на деревьях, запаха увядающей травы и дорожной пыли, которую вместе с упавшими листьями поднимает с земли теплый ветерок.
Симбиоз узнаваемости и новизны – характерная черта работ К. А. Долгашёва. В насыщенных светом полотнах мастера всегда присутствует улыбка - радостная, добрая, лучезарная, немного ироничная. Это своего рода «фирменный знак», отражение характера художника: и в природе, и в людях он старается видеть только хорошее, доброе, светлое. Глядя на картины Константина Александровича, мы чувствуем, как вся сконцентрированная творческая энергия выплёскивается на холст с поразительным темпераментом и мастерством, заражая зрителя оптимизмом и жаждой жизни.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям