Левитан Исаак Ильич
Исаак Ильич Левитан – один из великих не только русских, но и европейских пейзажистов XIX в. Он вошел в историю живописи как создатель нового «пейзажа настроения», «очеловеченного» переживаниями художника.
Его склонность к изображению природы проявилась вскоре после поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы учения Левитана были временем высокого подъема и расцвета училища, которое называли «московской академией». Руководящую роль в нем играли московские передвижники, в первую очередь В. Г. Перов и А. К. Саврасов, у которых в основном и учился Левитан. Мастерская Саврасова была наиболее передовой. Здесь главная роль отводилась работе с натуры, изучению природы, осваивался и опыт письма на пленэре французских художников-барбизонцев. Левитан копировал их работы, особенно увлекаясь живописью Коро.
Привитые Саврасовым любовь к природе и умение всматриваться в нее, были укреплены большим мастером пленэрной живописи В. Д. Поленовым, который появился в училище осенью 1882 г. и стал не только учителем, но и другом Левитана.
Первым большим успехом молодого художника стала картина «Осенний день. Сокольники» (1879), купленная с ученической выставки П. М. Третьяковым. В этом пейзаже уже заметно стремление к правде видения, поэтичной и эмоциональной передаче состояния природы.
Работа на открытом воздухе постепенно приводит И. Левитана к осветлению палитры, ее очищению от тяжелых и грязных цветов. Пленэрные достижения в этюдах, написанных в окрестностях Москвы, были развиты художником в Саввинской слободе под Звенигородом, куда он уезжал весной 1884-1887 гг., а также летом 1885-1887 гг. близ Нового Иерусалима на реке Истра, в имении Киселевых Бабкине, где в это время жила семья Чеховых. Духовная близость, любовь к русской природе навсегда связали пейзажиста дружескими узами с Антоном Павловичем Чеховым.
В эти же годы В. Д. Поленов привлек Левитана к писанию декораций в Частной опере С. И. Мамонтова, работе, сделавшей его живопись более широкой и смелой, к тому же принесшей деньги и возможность поехать в Крым.
Опыт отображения южной природы обогатил живопись пейзажиста, развил чувство цвета, подготовил к восприятию и изображению природы Италии и Швейцарии.
В сентябре 1886 г. Исаак Ильич стал преподавателем в классах изящных искусств, открытых архитектором А. О. Гунстом, а с декабря начал участвовать в известных художественных собраниях – шмаровинских «средах». Преподавание и успех крымских этюдов позволили несколько улучшить его материальное положение.
Со второй половины 1880 гг. Левитан становится постоянным участником передвижных выставок и, в особенности, московских периодических.
Весной 1887 г. художник отправился на Волгу. Он поселился в Васильсурске, спускался и ниже по реке до Самары. Погода стояла холодная, дождливая, и волжская природа с ее широкими водными просторами вначале как бы напугала Левитана, однако вместе с тем произвела на него очень большое впечатление, словно потребовала понять себя.
На другой год Исаак Ильич снова поехал на Волгу в поисках «сильных» мотивов. Он путешествовал пароходом вместе с друзьями - художниками А. С. Степановым и С. П. Кувшинниковой. На этот раз его внимание привлек Плес на Волге близ Костромы. Тихий и приветливый, с царством берез, светлой и безмятежной красотой цветущего лета, с типическими мотивами природы среднерусской полосы, Плес стал излюбленным местом его летней жизни и работы 1888, 1889 и 1890 гг. По словам художника М. В. Нестерова, «Волга и Плес послужили основой настоящей известности Левитана».
От лирических мотивов живописец постепенно переходит к художественному осознанию смысла человеческой жизни, места человека в мире, пытается выявить национальные черты в облике русской природы, стремится к созданию монументальных образов.
В короткой, но яркой жизни Левитана были и поездки за границу, и работа во Владимирской и Тверской губерниях, поиски больших тем для произведений. Исаак Ильич стал академиком пейзажной живописи, профессором, в последние два года жизни много сил отдавал преподаванию в родном училище, в классе пейзажа, откуда он вышел когда-то с дипломом учителя рисования и чистописания. Он создал около тысячи картин, этюдов, эскизов, рисунков.
«Левитану досталась трудная жизнь, - писал художник К. Ф. Юон. – Бедность, жестокая нужда, преследовавшая художника в детстве и юности, гонения [на евреев] царских чиновников и полиции подточили его здоровье, и художник ушел из жизни совсем еще молодым». «Живопись Левитана подобна звукам эоловой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе. Только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли».