Жарков Ю. Д. Весна у музея И. И. Левитана. г. Плёс. 2006. Холст, масло. 70,5х8
- Автор:
- Жарков Юрий Дмитриевич
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Весна
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
- Золотое кольцо России: 50 лет. Открытие дома-музея И. Левитана. Кинохроника.
- Сад И. Левитана
- Памятник И. Левитану
Художники редко пишут Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана со двора. Юрий Дмитриевич так же, как когда-то Исаак Ильич Левитан, решил написать дворик дома купца Андрея Ивановича Солодовникова, но сделал это совсем по-иному.
Сейчас целый этаж дома скрыт под землёй в связи с укреплением городской набережной и подъемом воды в реке Волге в 1950 гг. Когда-то в первом этаже размещалась бакалейная лавка, где можно было купить всё, от гвоздя до карамели. Во втором этаже жила купеческая семья, а в мезонине были пустующие комнаты, которые и сняли в первый свой приезд в Плёс Исаак Левитан, Софья Кувшинникова и Алексей Степанов.
Летом 1888 г. художники предприняли путешествие от Москвы до Рязани, потом - по Оке. Ненадолго задержались в Чулково, но там не сложились отношения с местными жителями; решили плыть дальше. В Нижнем Новгороде пересели на другой пароход, шедший вверх по Волге. Плёс очаровал художников, и они, не задумываясь, решили здесь остановиться. В поисках комнат, в Заречье зашли в лавку купца Солодовникова и в ответ на их вопрос «Где можно остановиться?» купец предложил снять комнаты в мезонине своего дома.
Здесь Исаак Левитан и написал работу «Ветхий дворик»: старый дом и ветхие хозяйственные постройки, булыжную мостовую. Всё в картине проникнуто атмосферой старого усадебного дома, в котором художники жили два летних сезона подряд. Приезжали они и в 1890 г., но останавливались в ныне утраченном доме Философовых на другом конце набережной. В Плёсе Левитан написал около 200 работ, из них 23 завершённых полотна.
Тихий и уютный дворик располагает к творчеству. Ю. Д. Жарков передал в своей работе настроение весеннего дня. Пасмурный день, как зеркало - дорожка от дождя, талый снег у стен музея. Плёс хорош в любую погоду. Только что закончился дождь, и художник сразу взялся за кисти и краски, хотя, казалось бы, всё располагало к чаю со вкусным вишневым вареньем и горячими пирогами...
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Юрий Дмитриевич в течение многих лет приезжаел в Плёс для работы на пленэре, часто заходил в гости в Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана. Он приводил сюда своих друзей, подолгу задерживался с ними в экспозиционном зале, пристально рассматривая и обсуждая картины и этюды великого пейзажиста.
Работа «Весна у музея И. И. Левитана. г. Плёс» была создана художником в апреле 2006 г. непосредственно с натуры во дворе музея, закрытого в тот день для посетителей. Перед нами – привычный уголок музейного дворика: небольшое пространство, замкнутое слева стеной дома, а впереди – забором с закрытыми воротами. Однако композиционное решение картины позволяет зрителю мысленно раздвинуть рамки, ограничивающие обзор. Заданную живописцем границу изображения справа мы можем мысленно «дорисовать» и расширить, но только до известных пределов. Эти пределы определяют уравновешивающие композицию вертикали столбика ограды и дерева за ней, а также изогнутая линия тротуарного бордюра.
Прямо перед художником и зрителем, за фасадом музея возникает целая панорама, занимающая половину холста. Параллельно линии забора, полностью скрывающего вид на набережную, тянется светлой полосой Волга, за ней – плавный силуэт холмистого противоположного берега и надо всем – большой открытый простор неба, к которому тянутся стволы и кроны деревьев, срезанные верхним краем картины.
Этот взгляд из глубины дворика на Волгу и небо над ней, кажущийся случайным ракурс и кажущаяся незаконченность пейзажа на самом деле являются результатом большого труда и серьёзного продумывания композиции будущей картины на натуре. Таким образом, скромный мотив камерного, уютного пейзажа перерастает в нечто большее, чем пленэрный этюд.
Так же тщательно продуман и колорит произведения. В сдержанную серовато-сизую гамму неяркого весеннего дня с его бледно-голубым небом и чуть розовеющими облаками, с островком подтаявшего рыхлого снега на земле, пейзажист вносит звонкие красочные аккорды. Холодный ослепительно белый снег с голубыми и розово-сиреневыми рефлексами контрастирует с красно-коричневыми оттенками оттаявшей земли и пятнами появляющейся зелени. А на фоне нежных перламутровых цветовых переливов залитого водой тротуара и воздушной сиреневой дымки, которой окутан дальний берег, вдруг вспыхивают изумрудами и малахитами сине-зелёные доски забора, такого же цвета крыша и водосточная труба, и, наконец, зелёное отражение в оконном стекле.
Густо, смело, не жалея красок, художник буквально «лепит» форму подобно скульптору. Узнаваема и почти осязаема фактура и отсыревшей побеленной штукатурки кирпичной стены, и крашеных досок забора, и шероховатость стволов берёзы и липы. Живописными средствами мастерски решена проблема передачи лёгкого движения воздуха. Мы чувствуем едва заметное покачивание ветвей, кое-где почти прозрачных, написанных тончайшими прикосновениями кисти, их трепет под лёгким весенним ветерком.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям