Тоидзе Н. Г. Плёс. Сентябрь. 2018. Холст, масло. 160х53
- Автор:
- Тоидзе Нателла Георгиевна
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Верхний Плес
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Художница выполнила интересную работу, написав фрагмент деревянного дома с окном, обрамлённым наличником с затейливой пропильной резьбой. В палисаднике с невысоким стареньким заборчиком – осенние цветы. Эта картина - как часть плёсского мира, покоя и душевной теплоты.
Рамы окна плотно прикрыты, там внутри – домашний уют и, возможно, пахнет пирогами. Кажется, что выйдет хозяйка в белом платочке и радушно угостит вкуснейшей выпечкой.
Этой работой художница передала всю любовь к небольшому живописному городку на Волге, застроенному, в основном, деревянными домами.
Плес хотя и остается тихим провинциальным городом со своей богатой историей, архитектурой и ландшафтом, но время вносит свои коррективы. Строятся новые дома, ремонтируются старые, проводится реконструкция ветхих домов, вследствие чего зачастую исчезает «родное» декоративное убранство. Именно резное деревянное узорочье старинных русских домов наиболее подвержено влиянию времени.
Нателла Георгиевна своей работой передала всю красоту затейливой резьбы наличника на фоне стены дома с дощатой зашивкой в «елочку». Ею прописаны даже старые оконные рамы. Глухая резьба в верхней части с вертикальным повторяющимся элементом означает небесную живительную влагу.
Боковая часть наличника богато украшена пропильной резьбой. В ней можно разглядеть рисунок ростка и древа жизни. Нижняя часть наличника, называемая полотенцем, также богато украшена. Хозяин дома заботливо окрасил наличник в синий и белый цвет, тем самым подчеркнув красоту резьбы, а художница запечатлела каждый завиток.
Раньше наши предки украшали фасады изб резьбой для сохранения здоровья и благополучия семьи, а также чтобы защитить своё жилище от проникновения вовнутрь всего злого. В элементах убранства плесских домов можно увидеть стилизованные женские фигуры, птицу-паву, дракона, на торцевых досках – пальметки. Резьба пальмовой ветви – пальметки – выполнялась на Евангельский сюжет о том, как жители встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями при входе в Иерусалим.
Деревянные дома в Плесе украшают затейливой резьбой и сейчас. Утерян смысл узоров, но современные мастера стараются в своих работах использовать старые образцы, тем самым сохраняя это искусство для следующих поколений.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина написана на VII Международном пленере «Зелёный шум 2018. Россия -Швейцария», демонстрировалась на итоговой выставке пленэра, передана в коллекцию Плесского музея-заповедника по итогам пленэра.
Плёс в очередной раз стал настоящей творческой мастерской… Нателла Георгиевна развернула холсты на набережной и в верхней части города. Писала на больших полотнах, исключительно с натуры.
«В мастерской нет неба, нет этих потрясающих рефлексов! Не поют птицы. Поэтому природа замирает, и может замереть та работа, которую ты написал. Такие поездки, фестивали этим и замечательны, эта традиция начата ещё Левитаном! Он был первым, кто приглашал художников, и они работали на природе», - считает художник.
Её творческий метод - лепить форму живописными средствами. Обычно она пишет картины большого формата, отходит на нужное расстояние, составляет на палитре цвет, возвращается к холсту, кладет мазок и вновь удаляется от мольберта. Изображение складывается постепенно, подобно мозаике.
«Работаю без подготовительных эскизов и пишу природу только с натуры, в любую погоду: будь то зима или осень. Разве что не под дождем и не в сильный мороз, когда застывают краски. А так - если лежит снег, выхожу в тулупе и валенках и получаю огромное удовольствие. Потому что писать белый снег очень интересно: он всегда разный - все зависит от освещения, температуры… Меня привлекают переломные моменты в природе, изменения её состояния. Это отражается в названиях картин: «Перед снегом», «После дождя», «Сумерки»… Хочется передать эти изменения в живописной статике. Мне нравится сложность таких задач. Единственная проблема - работать нужно быстро. Если затянешь, начнёшь писать одно состояние, а закончишь другим. Однажды вышла на пленэр в красивый зимний день. Завершить к вечеру не успела. А наутро стало холоднее, и всё изменилось, даже воздух: плотность, прозрачность. Когда занесли готовый холст в мастерскую, те, кто увидел новый вариант, отметили: «Температура понизилась на шесть градусов», - рассказывает художница.
Нателла Георгиевна пишет крупной кистью, но как-то под рукой её не оказалось. Тогда художница поехала на строительный рынок и нашла широкую малярную - флейц. Мольберт у неё тоже внушительный: трёхметровый, сколочен из половой доски. На пленэре приходится непросто, особенно когда дует ветер. Однажды художницу буквально накрыло мокрой картиной: она держала её руками и звала на помощь. Сама выбраться не смогла, а бросить на землю почти готовую работу не решилась. Сейчас даже в штиль Нателла Георгиевна вешает по сторонам мольберта сумки с кирпичами.
«Плёс. Сентябрь» - работа большого формата, но это отнюдь не панорамное изображение, его скорее можно назвать фрагментарным, но при этом композиционно законченным. Стебли, цветы, листья – вся растительность взята крупно, в натуральную величину. Эта картина, как и другие работы художницы, написана с натуры. Ярославская улица Плёса уже привлекала внимание пейзажистов, но чаще это были плёсские художники, знакомые с планировкой и достопримечательностями нетуристических районов города. Прямо на глазах зрителя в картине фрагмент реальной городской среды превращается в причудливый мотив, родственный декоративности стиля модерн. При этом здесь нет никакой нарочитой условности, а только то потаенное, что открыла Нателла Тоидзе в живой плёсской природе.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям