Тимофеев А. И. Плёс. 1981. ДВП, масло. 50х70
- Автор:
- Тимофеев Александр Иванович
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
На работе изображена часть Зарецкой слободы или иначе Заречья, отделённого от центральной части города рекой Шохонкой. На заднем плане белеет колокольня церкви Святой Варвары Великомученицы 1821 года постройки, на переднем – дворовые фасады домов, стоящих вдоль Никольской улицы, протянувшейся параллельно Шохонке.
Большой двухэтажный дом, изображённый почти в центре работы, принадлежал до революции Зубарёвым.
Зубарёвы – старинный купеческо-мещанский род. Купец 2-й гильдии Андриан Михайлович Зубарёв в 1794 г. построил и запустил полотняную фабрику, находившуюся на берегу Волги сразу за восточной границей города. В 1796 г. он начал строить большой каменный особняк, оформивший восточную часть плесской набережной. Сейчас в нем располагается Музей пейзажа.
В 1801 г. фабрика Зубарёвых вырабатывала тканей на 30 000 рублей. Это немалый оборот. Плёсские купцы Зубарёвы проявили себя как благотворители. В 1807 г., когда собирались средства «при минувших военных обстоятельствах разными взносами на пользу отечества служащими» Иван и Дмитрий Зубарёвы, сыновья-наследники Андриана Михайловича, пожертвовали 800 руб. – самую крупную по городу сумму. В 1812 г. при подобных же обстоятельствах братья Зубарёвы пожертвовали 40 кусков полотна по 28 руб. за кусок на сумму 1120 руб., в то время как по всему Плёсу было собрано 2291 руб.
В 1815 г. Иван и Дмитрий, видимо, разделили капиталы.
К 1820 гг. в Англии многие фабрики перешли на машинную обработку льна, кроме того, быстрыми темпами развивалась бумаготкацкая промышленность, выпускающая более дешёвые ткани, в результате чего упали цены на полотно. Однако даже в 1837 г. фабрика Зубарёвых еще существовала, в этом же году её изделия были представлены на выставке в Костроме. К 1843 г. цены упали на 43%. Производство льняных тканей стало убыточным, и полотняная фабрика Зубарёва прекратила свое существование.
В конце XIX в. мы вновь встречаем в исторических документах упоминания о Зубарёвых.
Двухэтажный полукаменный дом по улице Никольской, 4 (после революции переименованной в честь революционера-анархиста Кропоткина) принадлежал Геннадию Васильевичу (правнуку Ивана Андреяновича) и Екатерине Александровне Зубарёвым. Екатерина Александровна – дочь вичугского фабриканта Зубкова – была хорошо воспитана, в таком же духе интеллигентности воспитывала своих детей, которых было семь.
Семья владела лавкой, располагавшейся в первом этаже дома. Вход в неё был по фасаду с улицы (сейчас дверной проем заложен кирпичом). В лавке сыновья Сергей и Иван торговали керосином, пенькой, ландрином. В обычные дни торговля начиналась в 7 ч., а заканчивалась в 19 ч. По воскресениям торговля шла с 10 до 16 ч. Доход был небольшой.
Во дворе дома располагались хозяйственные постройки. В одном из сараев был хлев для коровы.
По воспоминаниям К. Д. Видзон, правнучки Геннадия Васильевича Зубарёва, Сергей Геннадьевич Зубарёв видел И. И. Левитана, работавшего в Плёсе в 1888-1890 гг., вспоминал: «Мы были детьми, бегали смотреть, как буквально рядом художник писал «Ветхий дворик». Рядом – это во дворе дома Андрея Ивановича Солодовникова, где сейчас находится Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана.
В 1927 или 1928 гг. дом муниципализировали и разместили в нём Рабоче-крестьянскую школу (РКШ). Геннадий Васильевич в то время был уже немощным стариком. Его сына Ивана выслали, о нем никто ничего не знал. Оставшимся пришлось искать новое жилье.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина поступила в коллекцию Плёсского музе-заповедника как закупка на средства из областного бюджета в 1986 г. Работа принимала участие в передвижной выставке 2017 г. «Левитановский Плёс глазами современных художников. Из России в Европу», проходившей в Рязане, Москве, Коломне, Иванове, Ярославле, Кинешме, Костроме.
«Я по жизни художник, - говорит А. И. Тимофеев, - и с мольбертом никогда не расставался. Пишу этюды и сейчас. Творчество – смысл моей жизни, поэтому я который год встречаю теплоходы на набережной Плёса, вслед за Левитаном без устали пишу этот живописный город».
Картина показывает всю живописность простого мотива зареченской слободки, увенчанной стройной колокольней Варваринской церкви. Этот храм не раз писали и другие художники, но, пожалуй, самое известное произведение принадлежит кисти И. Левитана – «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГТГ).
А. И. Тимофеев работал, расположившись на левом берегу Шохонки, со стороны города. Живописца заинтересовало нагромождение домов и домиков, словно пересыпанных зеленью кустов и высоких деревьев, деревянные заборы, ограждающие жилье от кромки воды, ритмично расставленные электрические столбы. Композицию бережно удерживает церковная колокольня.
Любопытно, что в этой картине Тимофеев использует пастозную технику, хотя в большинстве своем его работы выписаны тонкими лессировками. И обычно стремящийся приглушить цветовые контрасты, художник здесь не боится ярких сочетаний красного с зелёным, синего с белым. Общее впечатление, складывающееся от картины - это ощущение свободы и счастья, которые в избытке готов подарить всем и каждому удивительный город Плёс.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям