Сухов С. И. Солнечный день в Плёсе. 2006. Холст, масло. 60х79
- Автор:
- Сухов Сергей Иванович
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Гора Левитана
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Работа художником написана с горы Левитана, которая раньше называлась Петропавловской по одноименным храмам, стоявшим на ней.
Мы видим церковь Святой Великомученицы Варвары, построенную в 1821 г. Одно из самых ранних упоминаний её обнаружено в документе 1628 г. Речь идёт, конечно, не о каменном, а о деревянном храме.
В 1694 г. к храму относились два двора поповских на церковной земле и «нищих стариц 11 келей», в приходе состояло 44 двора рыбных ловцов. Варваринский приход размещался на территории Рыбной слободы, позднее переименованной в Заречье или иначе Зарецкую слободу.
21 января 1702 г. был выдан антиминс в новопостроенную церковь Св. мученицы Варвары, «поп Алексей антиминс взял и росписался». То есть была выстроена следующая деревянная церковь взамен утраченной; она сгорела 29 августа 1817 г.
Строительство каменной церкви Святой Варвары Великомученицы, очевидно, было начато раньше, уже в 1811 г. Мещанин Андрей Герасимович Кузнецов просит магистрат взыскать долг с его должника в пользу строящегося храма Варвары Великомученицы. В 1821 г. новый каменный храм в стиле классицизма был выстроен. Его кирпичные стены опираются на большие валуны, лежащие в основании.
Обратите внимание на колокольню храма. Если смотреть на неё от Музея пейзажа, хорошо видно, что колокольня отклонена от вертикали на 10°. Очевидно, это произошло в результате использования насыпного грунта при строительстве.
Церковь имеет престолы в честь Св. Великомученицы Варвары и Святителя Николая. До революции в храме находилась икона Великомученицы Варвары и на ней частица св. мощей Вмч. Варвары; иконы Екатерины и Леонтия. Иконы были утрачены в 1930 гг. во время гонений на церковь.
Храм был закрыт решением Ивановского облисполкома от 20 июня 1938 г. Для этого комиссией Плёсского горисполкома было подготовлено обоснование о ветхости храма и непригодности его для службы. Здание было предано для использования под зерносклад организации «Заготзерно».
В 1960 г. церковь была исключена из списков памятников истории и культуры и предана Ремонтно-строительному участку, в 1965 г. здесь размещался склад древесины. В 1968 г. в храме открыли металлобрабатывающий цех Ивановского станкостроительного завода. Это нанесло большой вред росписям, так как металлическая пыль въедалась в их поверхность, появилась ржавчина.
В 1974 г. по решению облисполкома храм снова включили в число памятников архитектуры. В 1975 г. проводился ремонт крыши и куполов. В 1982 г. в связи с решением Совета министров РСФСР «О создании Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» металлообрабатывающий цех был выведен из храма. Предполагалось использовать храм как объект показа. Объединением «Ивановореставрация» были проведены реставрационные работы. В 1989-1990 гг. по инициативе музея-заповедника была начата реставрация живописи.
В 1990 г. храм был передан Ивановскому епархиальному управлению. Сейчас он является подворьем старинного мужского Никола-Шартомского монастыря, находящегося в с. Дунилове Шуйского района Ивановской области.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина – дар автора Плёсскому музею-заповеднику. Художник несколько раз в год приезжал на этюды в любимый и вдохновляющий Плёс. Живописные работы мастера рождались именно здесь, в городе, который часто называют родиной русского пейзажа. По признанию Сухова С. И., пейзаж в его творчестве появился почти случайно. В 1997 г. художник впервые выехал на пленэр в Плёс, и мягкая динамика лесов средней полосы зацепила и увлекла его, стала красной нитью творчества.
Автор считает, что в «свой пейзаж» нужно «влюбиться с первого взгляда» и увидеть его «не просто в красивом виде, а прежде всего в необычной композиции со свежей структурной идеей, ключом к которой может быть ритм световых пятен и объёмов или неожиданная колористическая гамма».
Работа написана художником с горы Левитана, которая раньше называлась Петропавловской по одноименным храмам, стоявшим на ней. Художник мастерски передаёт особенности освещения пейзажа полуденным солнцем. Картина написана в яркий тёплый осенний день. Осень только вступает в свои права. Мы видим жёлто-зелёные кроны деревьев, нависшие на рекой, и стройные берёзки в оранжевом убранстве на первом плане.
При взгляде на картину прежде всего обращаешь внимание на церковь Святой Великомученицы Варвары (1821), но вскоре взгляд невольно перебегает на деревья, а с них - на Волгу и её противоположный берег.
Зрителя буквально сразу же захватывает мощной экспрессией, а насыщенная цветовая палитра одинаково заставляет играть и свет, и цвет, и тень. Эта работа как нельзя лучше демонстрирует особенности живописной техники художника. Волга, небо и дальний план набросаны жидкой краской и свободными мазками. Передний план выполнен в импрессионистической технике с помощью наложения мелких цветовых пятен. Вся работа дышит солнцем. На фоне голубой Волги белокаменный храм негромко сияет в золотых лучах, подчеркивая умиротворение и благость открывавшегося художнику вида.
В этой работе Сухов С. И. выступает и как декоративный художник. Он создаёт свой собственный стиль в этом художественном направлении; уделяет внимание стилизации, применению контрастного цвета, логическому композиционному построению.
Картина «Солнечный день в Плёсе» демонстрировалась в 2017 г. в Плёсе, Рязани, Москве, Коломне, Иваново, Рыбинске, Ярославле, Кинешме и Костроме в составе передвижной выставки «Левитановский Плёс глазами современных художников. Из России в Европу».
В собрании Плёсского музея-заповедника находятся четыре живописных произведения С. И. Сухова, два из которых подарены художником, а два закуплены на средства музея-заповедника.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям