Сухов С. И. Сказка Соборной горы. 2008 г. Холст, масло. 65х85
- Автор:
- Сухов Сергей Иванович
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Гора Левитана
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Художник изобразил вид с горы Левитана на Соборную гору и Успенский собор.
До революции Соборная гора была покрыта ковром высоких цветущих трав, за сохранностью которых следили пожарные. Траву они косили и сушили на сено для пожарных лошадей. Лошади обычно паслись тут же, по склонам горы. Летом, по вечерам, разносился по Соборной горе медвяный аромат резеды, душистого табака. И сейчас на склонах можно собирать землянику, которую местные жители называют «бубны».
Соборная гора – исторический центр города, место, где начиналось строительство Плёса как города. Именно здесь были построены и первая, и вторая плёсские крепости. Вокруг крепости располагался торгово-ремесленный посад. Первое летописное упоминание о Плёсе относится к 1141 г. Запись об этом содержится в Новгородской летописи.
В феврале 1238 г. Плёс был разорён и сожжён во время первого ордынского нашествия на Русь. В 1410 г. многие русские летописи сообщают о строительстве новой крепости: «В се лето князь великий Василий повеле рубити град Плесо». Новая крепость, построенная на стратегически важном волжском пути, сыграла большую роль в объединении удельных княжеств под эгидой великого княжества Московского.
В XV-XVI вв. Плёс всё чаще упоминается в письменных источниках в связи с военными событиями как место сбора «ратных людей». Город становится центром обширной церковной десятины. Воеводу, а затем наместника сюда назначал сам великий князь.
В период опричнины Плёс вошел в состав опричных земель. По завещанию, составленному Иваном Грозным в 1572 г., он должен был перейти по наследству его сыну Федору Иоанновичу.
В феврале 1609 г. Плёс оказал сопротивление полякам. Сюда отступило разбитое под Суздалем ополчение, возглавляемое кинешемским воеводой Федором Васильевичем Бобарыкиным, вслед за которым были посланы отряды пана Чижевского и пана Собельского. Город уже не имел своего гарнизона, крепость, вероятно, была не в лучшем состоянии. Поляки захватили Плёс, но произошло это в результате очень тяжелого боя. Суздальский воевода Федор Плещеев в письме к гетману Яну Сапеге от 17 февраля сообщает: «Божьею милостью и царьским сщастьем и Вашим рыцарским промыслом, на Волге город Плесо взяли…»
В 1612 г. через Плёс проходило ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Здесь их встретили гонцы из Костромы, рассказавшие о нежелании костромского воеводы впускать ополчение в город. Но ополчение пошло на Кострому, где встретило горячую поддержку населения…
На Соборной горе находится древнейший храм города – Успенский собор, возведенный в 1699 г. В нем в XVIII-XIX вв. приносили присягу представители местного самоуправления – плёсские бургомистры и ратманы.
В 1930 гг. в закрытой для служб церкви разместили учебно-показательную мастерскую по машиноведению, которая принадлежала Плёсскому сельскохозяйственному техникуму. В 1990 г. храм был передан Иваново-Кинешемской епархии, на колокольню были подняты колокола и возобновлены службы.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина была подарена Плёсскому музею-заповеднику автором. Это произведение зрелого мастера, которое может служить характерным образцом, иллюстрирующим автор-ский стиль, своеобразную технику исполнения, по которой С. И. Сухова безошибочно можно отличить от других художников.
Художник изобразил вид с горы Левитана на Соборную гору и Успенский собор. Быстрота, с которой был написан детально проработанный этюд, не только свидетельствует о мастерстве, в некоторой степени она отражает творческий метод художника, его умение «схватить» краткий миг меняющегося освещения, состояния атмосферы и собственного настроения. Подмалевок быстро выполнен разведённой краской. Небо и дальний планы набросаны широкой кистью свободными мазками. Виртуозно на небе слеплены сине-зелёные облака, похожие на густые клубы дыма. Они плотно затянули небо, тем самым придавая картине некую декоративность и камерность. Средний и передние планы выполнены в технике корпусного письма.
При рассматривании картины взгляд вначале фокусируется на её верхней части, на белокаменном Успенском соборе, потом перемещается в центр к слившейся жёлтой массе деревьев и непроизвольно начинает движение по кругу, впоследствии произвольно перебегая по поверхности. Угадывающиеся по краям картины дома, деревья и кустарники переданы очень условно, размыто. Картина выполнена большей частью мастихином в яркой жёлто-зелёной гамме.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям