Рыбакова И. В. Плёс. Автостанция. 2012. Холст, масло 50х70
- Автор:
- Рыбакова Ирина Владимировна
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Верхний Плес
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
На картине изображена площадка автостанции у Введенской и Троицкой церквей.
Плёсская автостанция находится в бывшей Троицкой слободе, сформировавшейся вокруг Троицкой и Введенской церквей. Ранее на этом месте стоял деревянный храм Троицы Живоначальной, известный с 1628 г. В 1712 г. его заменили новым деревянным строением. В 1778 г. здесь уже было два деревянных храма: летний (Троицы Живоначальной) и зимний (Введенский).
В 1808 г. на месте летнего была поставлена каменная церковь Троицы, а в 1828 г. на средства купцов Частухиных был сооружён зимний каменный Введенский храм.
Церкви стоят рядом, параллельно друг другу. Доминирует в комплексе более высокая и стройная Троицкая церковь. Стоящая к северу от неё Введенская церковь дополняет ансамбль своими монументальными формами. Оба храма кирпичные, побелены по кладке.
Архитектура Троицкой церкви – образец культовой архитектуры костромских земель нач. XIX в., выполненный в стиле барокко. Расположенная в трапезной масляная живопись середины XIX в. сильно искажена при обновлении в кон. XIX - сер. XX вв. На потолке написан «Страшный суд», на западной стене – редкая композиция на библейскую тему «Испытание горькой водой» с подробной передачей бытовых деталей. Предполагается, что клеевые росписи Троицкой церкви создавались артелью художников, закончивших Академию художеств и приехавших из Санкт-Петербурга в 70-х годах ХVШ века. Их творчество указывает на то, что с западноевропейским искусством они были хорошо знакомы и свои знания претворяли в жизнь.
В один из своих приездов в Плёс в 1888-1890 гг. в престольный праздник в Троицкую церковь на службу зашел Исаак Ильич Левитан. Праздничная служба произвела на художника очень сильное впечатление.
Софья Петровна Кувшинникова вспоминала:
«Однажды в Троицын день он тоже пошел с нами в церковь. И вот, когда началось благословение цветов, и раздались поэтичные слова сопровождающей его молитвы, он, расстроенный почти до слез, наклонился ко мне.
– Послушайте. Ведь это же удивительно. Господи, как это хорошо! Ведь это не православная и не другая какая молитва. Это мировая молитва».
В 1909-1910 гг. весь город активно готовился к празднованию 500-летнего юбилея: ремонтировались здания, благоустраивались улицы, реставрировались церкви. Под руководством Ивана Васильевича Королёва была проведена реставрация Троицкого храма. Кроме того, Королёвы в числе других жертвователей к празднику на свои средства отлили колокол на колокололитейном заводе С. И. Забенкина в г. Костроме. В 1911 г. он был освящён и при большом стечении горожан поднят на колокольню.
В январе 1918 г. вышел Декрет об отделении церкви от государства, активисты начали добиваться закрытия храмов. 14 февраля 1928 г. депутаты утвердили постановление горисполкома о закрытии Троицкой церкви и «переоборудовании её под электротеатр»., но электротеатр в Плёсе так и не появился. В 1934 г. власти настаивали уже на полной ликвидации Троицкой церкви, был составлен акт о ветхости церкви и невозможности использования зданий для каких бы то ни было целей. К акту прилагались подписи жителей окрестных деревень, бывших прихожан, отказывающихся от церкви, собирались заявления членов существующей общины. Вот одно из таких заявлений: «В 1934 году я был конюхом в колхозе, в церковь не ходил, работы никакой не проводил, но числился на бумаге, ввиду дальнейшего в церкви не нуждаюсь». Принятое постановление гласило: «Просить президиум райисполкома ликвидировать церковное здание на слом и использовать как строительный материал». Храм удалось сохранить благодаря специалистам областного музея, доказавшим художественную ценность настенных росписей и ценность здания как архитектурного памятника. Церковь разрушать не стали, но разместили в ней склад.
После 1961 г. здание Троицкой церкви отдали под столярную мастерскую. В начале 1990 гг. храмовый ансамбль Троицкой и Введенской церквей был передан Иваново-Кинешемской епархии, в нём вновь проводятся службы.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина - дар автора Плёсскому музею-заповеднику по итогам Междуна-родного пленэра «Зелёный шум 2013. Россия - Италия».
Художница изобразила площадку автостанции у Введенской и Троицкой церквей. Работа написана в пасмурный осенний дождливый день. Справа мы видим два бело-синих автобуса с группой людей, приехавших на экскурсию в Плёс и решивших посетить храм. Ирина Владимировна очень часто включает в свои сюжеты людей, её пейзаж редко остаётся «чистым» - следы пребывания человека, его присутствие обнаруживается и в незаметном силуэте, и в деталях быта. Пейзаж и человек у Рыбаковой взаимодействуют друг с другом: постав-ленный в живописное пространство модуль фигуры становится эмоциональной нотой, вносящий в произведение тонкую сюжетно-эмоциональную наполнен-ность.
Всю картину занимает храмовый комплекс, состоящий из двух церквей: Зимней Введенской и Летней Троицкой.
Справа находится Троицкая церковь. Четверик храма - двухъярусный, вы-сокий, увенчанный пятью луковичными главками на гранёных постаментах. Ря-дом вырастает трёхъярусная колокольня, устремляющаяся ввысь, снабжённая арками. Все фасады богато украшены фризами, карнизами, наличниками в сти-ле барокко. Художница добавила в жёлто-белый окрас храма лилово-голубые цвета, созвучные пасмурному небу.
Рядом с Троицкой церковью мы видим зимнюю Введенскую церковь. Храм ниже соседнего вдвое. Маленькая главка расположена на широком ку-польном основании четверика. Внешнее убранство Введенской церкви более лаконично, чем наряд Троицкой. Несмотря на соседнюю колокольню, зелёно-бирюзовый купол является доминантой картины и верно подмечен художником в цветовом соотношении.
Храмовый комплекс обнесён красивой каменной оградой с металличе-скими прутьями, также повторяющей цвета церквей — охряной и белый.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям