Ромашко Е. В. Без названия. 2004. Холст, масло. 50х70
- Автор:
- Ромашко Евгений Викторович
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
На картине изображён вид на городскую набережную с двумя домами по ул. Советской, 15 и 17.
Застройка волжской набережной начала формироваться в конце XVIII в. в соответствии с генеральным планом, разработанным «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» и высочайше утвержденным императрицей Екатериной II в 1771 г.
Бывшие купеческие дома написаны со стороны Юрьевской улицы. Когда-то внутри их дворов, вымощенных булыжным камнем, располагались хозяйственные постройки.
Двухэтажный дом слева, № 17, с верандой и интересным декоративным убранством по уличному фасаду, является памятником архитектуры «Дом Калугина, 2-я половина XIX в.». Главный, волжский фасад – в три оконных оси. Лучковые окна первого этажа украшены профилированными наличниками и сандриками лучковой формы. Окна второго этажа арочные с тянутыми штукатурными наличниками и арочными сандриками с боковыми полочками. Межэтажный пояс проходит на уровне подоконников второго этажа. Венчающий карниз сложного профиля протянут по периметру здания.
В 1914 г. дом принадлежал Василию Васильевичу Калугину, владельцу бакалейной лавки. Его дочь – София Васильевна – вышла замуж за Ивана Николаевича Смирнова, брата Павла Николаевича, городского головы Плёса с 1903 по 1917 гг. Калугиным в городе принадлежали несколько домов, на набережной и в Троицкой слободе. Соседство с Волгой доставляло много хлопот. В период половодья, когда было подтопление набережной, в дом можно было попасть только со двора, спустившись с Юрьевской улицы.
Справа на картине – двухэтажный купеческий дом Введенских, № 15. Он является памятником архитектуры «Дом Введенского, сер. XIX в». Это интересный пример здания в формах классицизма, построенного с использованием образцовых проектов кон. XVIII - нач. XIX вв. Дом двухэтажный, в плане близкий к квадрату, с подвалом, перекрытым коробовым сводом. Главный фасад в шесть оконных осей. Центр в обоих этажах отмечен ризалитом с пилястрами (вопреки канонам классицизма их число нечетное). Окна прямоугольной формы с сандриками в виде узких профилированных полочек. Два центральных окна в каждом этаже украшены замковым камнем. Межэтажный пояс и венчающий карниз протянуты по периметру здания. Окна первого этажа главного фасада оказались очень близко к земле в связи с укреплением набережной в 1950 гг. перед запуском Горьковского водохранилища.
По сведениям «Списка дворовых и усадебных мест…» в 1914 г. дом принадлежал Елене Ивановне Введенской. Старший Введенский занимался коммерцией, его сыновья выучились в речной школе в Нижнем Новгороде и стали помощником капитана и капитаном пассажирских пароходов, одна из сестёр вышла замуж за плёсского врача Фёдора Петровича Чекалова.
В 1921 г. в Плёсе работали над созданием детского городка как места отдыха детей. В доме Калугина планировали разместить 10-15 ребятишек, в доме Введенской – 25, но проект из-за отсутствия средств для ремонта зданий не был реализован.
Дома были муниципализированы, стали многоквартирными.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина - дар автора Плёсскому музею-заповеднику по итогам пленэра 2004 г. с участием художников Межрегиональной выставки современной пейзажной живописи «Зеленый шум – 2003».
В году, когда была написана эта работа, Е. В. Ромашко получил звание «Заслуженный художник РФ», участвовал в восьми выставках, в том числе в Москве, Симферополе, Плёсе и в Харбине (Китай). Активная творческая позиция, интерес к поискам коллег по цеху характеризуют личность Ромашко и объясняют его обращение к организаторской деятельности. Являясь вице-президентом Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО, Евгений Ромашко посвящает много времени поездкам по регионам нашей страны, проведению там самых разнообразных выставок, общению с местными мастерами искусств. Так, в 2004 г. в Плёсе Евгений Викторович был организатором выставок в Музее пейзажа «Зелёный шум» и «Рисунок в творчестве старых и современных мастеров» (куратор выставок - заслуженный деятель искусств РФ И. Б. Порто).
На картине «Без названия», созданной во время плёсского пленэра, изображены два дома, располагающиеся на набережной Плёса и написанные со стороны улицы Юрьевской – это купеческие особняки Калугиных (ул. Советская, 17) и Введенских (ул. Советская, 15). Дом Введенских включён в список объектов культурного наследия регионального значения. На первом этаже Дома Калугиных с 2016 г. открыт апартотель «Дом купца Калугина».
Художник, прекрасно знающий и тонко чувствующий русскую старину, преклоняется перед красотой маленьких городков, сохранивших свою архитектуру, неиспорченные временем пейзажи. Особое место в сердце мастера и в его творчестве занимает Плёс - родина большинства шедевров И. И. Левитана.
Е. В. Ромашко избрал для своей работы необычный ракурс – вид на Волгу, её противоположный берег и набережную Плёса со стороны Юрьевской улицы. Традиционно большинство художников и фотографов привлекает «лицевой» фасад главной улицы города, а Евгений Викторович решил показать её «изнанку». Несмотря на внешнюю неустроенность, ветхость изображённых в картине домов и двориков за ними, чувствуется искренняя любовь художника к тому, о чём он решил рассказать.
В картине гармонично уживаются природа и архитектура. Белоснежные под красными крышами дома уютно смотрятся на фоне спокойной волжской глади, высокие раскидистые березы и кудрявые липы перекликаются с густой зелёной растительностью на противоположном берегу. На картине мы видим Плёс как бы не взглядом туриста, идущего по уже известному маршруту, а взглядом местного жителя и знатока неисхоженных тропок. Ромашко не прибегает к показу хрестоматийных плёсских видов, не стремится повторить то, что до него уже было написано пейзажистами прошлых лет.
Е. И. Зверьков, вице-президент РАХ: «Не могу не отметить, что Евгению присуще умение чувствовать окружающий мир, замечать малейшие в нем изменения. Он чуткий художник, искренне влюбленный в природу».
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям