Панченко В. А. Заречье. 1996. Холст, масло. 40х122
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
На работе запечатлено Заречье или Зарецкая слобода, как её ещё называли плесяне. Археологические данные свидетельствуют о том, что отсюда, от, вероятно, ещё свободного не городского поселения, получил свое начало город Плёс.
В средневековье здесь располагался торговый посад при военной крепости, позднее – Рыбная слобода, подчинявшаяся Приказу Большого Дворца. Её жители ловили рыбу и отправляли к царскому столу. Позднее они были переведены в разряд мещан города Плёса. С тех пор Рыбную слободу стали называть Заречьем. Такое название связано с тем, что этот район города отделён от центральной части рекой Шохонкой, т. е. находится за рекой.
Небольшая речка Шохонка получила своё название ещё во времена проживания здесь финно-угров. Вероятно, её первоначально называли Шохна, а затем пришедшие славяне стали именовать уменьшительно ласкательно - Шохонка.
Слева мы видим белый дом под зеленой крышей – Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана, бывший дом купца А. И. Солодовникова, в котором художник со своими друзьями А. С. Степановым и С. П. Кувшинниковой снимал комнаты в мезонине в 1888-1889 гг.
Правее – колокольня церкви Святой Великомученицы Варвары, построенной в 1821 г. Её можно видеть на работе И. И. Левитана «Вечер. Золотой Плёс».
Справа от колокольни виден второй этаж и вальмовая крыша дома Зубарёвых. Их предок-купец построил сначала в 1794 г. льноткацкую фабрику на берегу Волги, а затем, в 1796 г., начал строительство большого особняка на набережной недалеко от церкви Святой Великомученицы Варвары. Сейчас в нем размещается единственный в России Музей пейзажа.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Дар автора Плёсскому музею-заповеднику.
Художник изобразил тихий осенний вечер. Осень – невероятное время, когда природа смягчает буйство зелени, начинается господство золотистых красок. Живописец не стал описывать осень холодными оттенками, от картины веет любовью и теплотой.
Городской пейзаж наполнен мягким светом от клонящегося к закату солнца, это состояние передано на картине бежево-золотистыми оттенками неба, отражённого в реке. Расставлены и яркие акценты – насыщенный жёлтый цвет на листве берез, части забора, зелёный травяной – на крышах Дома-музея И. И. Левитана, колокольни церкви Св. Варвары, не увядшей ещё траве.
Полотно удлинено в горизонтальном направлении – художник выбрал такой размер не случайно, чтобы показать панораму берега реки Шохонки. Вода в реке отражает постройки и деревья на берегу, она слегка волнуется от проплывающей лодки. Речка кажется спокойной. Такое чувство, что она уже готовится к зиме. Только одинокая лодочка с рыбаком возвращается домой. Вдалеке вырисовываются домики на берегу и в полугоре. Также внимание привлекают березы, многовековой символ России.
Картина, несмотря на осенний сюжет, получилась тёплой, она передает сентиментальную атмосферу маленького русского городка, вызывает спокойствие и умиротворение. При взгляде на неё уходят плохие мысли, на душе становится тепло и легко. Хочется побывать в этом прекрасном уголке и своими глазами увидеть неповторимую красоту плёсской осени.
Картина демонстрировалась в 2017 г. в Плёсе, Рязани, Москве, Коломне, Иванове, Рыбинске, Ярославле, Кинешме и Костроме в составе передвижной выставки «Левитановский Плёс глазами современных художников. Из России в Европу».
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям