Ниткин Г. А. Набережная в Плёсе. 1980. Холст, масло. 50х70
- Автор:
- Ниткин Геннадий Андреевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Волга и левый берег
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
На работе мы видим центральную часть плёсской набережной с возвышающейся над нею Воскресенской церковью.
Храм был построен в 1817 г. на месте утраченной одноименной деревянной церкви. Первое известное упоминание Воскресенской церкви в Плёсе относится к 1642 г. Строительство каменного храма началось в 1810 г. и было прервано Отечественной войной 1812 г. Строительство вёл мещанин посада Большие соли Костромской губернии Дмитрий Павлович Клестов с «приходскими людьми». Один из престолов храма посвящен Рождеству Христову, он был перенесён из утраченного деревянного Рождественского храма, стоявшего рядом, через дорогу.
По декрету 1918 г. церковь была отделена от государства. У плёсских храмов были отобраны капиталы, в том числе причтовые неприкосновенные деньги и вклады на вечное поминовение. В это время в Воскресенском приходе проживало 345 человек. От Воскресенского храма в июне 1922 г. было получено 100 000 руб. добровольных пожертвований в пользу голодающих. В 1922 г. церковный деревянный жилой дом, в котором размещалась церковно-приходская школа, два жилых одноэтажных деревянных дома, деревянный сарай и каменная сторожка на ул. Воскресенской, принадлежавшие Воскресенской церкви, были муниципализированы.
Одним из этапов борьбы с церковью и хранителями веры в Плёсе было инициирование отречения плёсских священников от сана. Настоятель Воскресенского храма Иван Дулович Костин отказался отрекаться. Позднее его забрали на следствие прямо со службы. Из ссылки он уже не вернулся.
В мае 1935 г. было принято решение о снятии с храма колоколов, сами колокола были переданы в местный бюджет. Иконы из Воскресенской церкви были выкинуты во двор храма.
Маргарита Васильевна Кузьмичёва, урожд. Тугунова, вспоминала: «Бабушка рассказывала, как к ней прибежала соседка и кричит: «Бросай всё – церковь разоряют». Бабушка, Варвара Дмитриевна, была небольшого росточка, плотная, кругленькая, побежала. Прибегает – видит, как Кузька да Костька… выкидывают иконы из церкви. Схватила одну. А юбки тогда носили широкие да длинные, прижала икону к себе, запахнула юбкой. А злодеи увидели – и давай бабушку пинать, а она одно кричит: «Убивайте, а Богородицу не отдам». Те отступились, а у бабушки ноги были долго все черные, в синяках, но икону она спасла».
Последняя перед закрытием служба в Воскресенской церкви состоялась 20 сентября 1937 г. На основании решения собрания 43 жителей Ивановский облисполком 23 октября 1939 г. принял решение «передать здание Середскому райисполкому и использовать под хозяйственные цели». Церковь была превращена в склад «Заготзерна». В 1954 г. эту контору ликвидировали, освободившееся здание Воскресенской церкви передали под столярную мастерскую ремстройконторы.
18 апреля 1960 г. было принято решение о выводе столярной мастерской из церкви Воскресения и приспособлении её под историко-художественный музей. В 1961 г. по инициативе Заслуженного деятеля искусств Б. И. Пророкова и его жены в здании храма была открыта художественная галерея, собравшая около двухсот произведений графики, живописи, скульптуры. Свои произведения галерее подарили художники Б. И. Пророков, А. Д. Ромас и др.
В 1967 г. работавшая в здании картинная галерея готовилась к передаче Ивановскому областному художественному музею. В 1978 г. были проведены реставрационные работы. После образования в 1982 г. Плёсского музея-заповедника в здании Воскресенской церкви была организована экспозиция народного декоративно-прикладного искусства, просуществовавшая в этом месте до конца 1989 г.
В 1991 г. церковь возвратили верующим, был совершён первый молебен, а с 1992 г. начали проходить службы. Настоятелем храма стал о. Игорь Зеленский.
Сейчас Воскресенская церковь – объект культурного наследия федерального значения.
Уже после написания этой картины «Набережная в Плёсе», к 2012 г. была закончена масштабная реставрация храма. Владимирскими реставраторами были нанесены на стены росписи в древнерусском стиле с изображением, в числе прочих, местночтимых святых, на колокольню были подняты новые колокола, позолочены главы.
Современная набережная Плёса протянулась вдоль берега р. Волги почти на 3 км. Это одна из самых старых улиц города, она возникла в XII в. как часть торгово-ремесленного посада при крепости, располагавшейся на Соборной горе. Сначала это была грунтовая дорога, шедшая по волжскому склону. Во времена Екатерины Великой набережная была укреплена и выравнена. «Тело» набережной было составлено из шестиметровой высоты срубов, заполненных песком. Через срубы был проложен деревянный дренаж, выводивший воду ключей, бивших с берегового склона. Сверху все было закрыто булыжным мощением. После завершения этих работ было начато строительство каменных, в основном, купеческих домов, сложилась парадная волжская панорама города.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Пейзажист Геннадий Андреевчич Ниткин – человек, искренне влюблённый в природу, которая служит для него неиссякаемым источником вдохновения. Работая на пленэре, художник подолгу «вживается в пейзаж»: старается почувствовать и передать состояние атмосферы, её «температуру», уделяя внимание тональным отношениям и градациям цвета. Геннадий Андреевич находится в постоянном поиске новых пластических возможностей в живописи, много экспериментирует. Его авторская манера письма легко узнаваема и любима зрителями.
На картине «Набережная в Плёсе» запечатлена пора, когда осень начинает вступать в свои права: на кронах деревьев появляется все больше «золотых прядей», дни становятся короче и холоднее. В это время в Плёсе заканчивается летний туристический сезон, разъезжаются дачники, и город замирает, погружаясь в тишину.
Автор смог хорошо передать состояние затишья на опустевшей плёсской набережной. Благодаря сдержанной цветовой гамме и мастерски исполненной игре полутонов художнику удалось показать городской пейзаж таким, каким он видится в сумерки. В вечерние часы, когда острота зрения снижается, предметы, «теряя» чёткие контуры, становятся словно размытыми, и всё окружающее кажется окутано синеватой дымкой.
Тон низкого, затянутого серыми облаками, неба перекликается с цветами храма и торговых рядов. Прописанные приглушенным жёлтым деревья отбрасывают охристые рефлексы на поверхность воды. Сама вода, как и всё пространство, написана в характерной для художника манере, когда близкие по размеру пастозные мазки, похожие на рыбью чешую, накладываются дробно, ритмично, что создаёт на полотне ощущение движения.
Словно бы с верхней палубы теплохода, идущего по Волге, мы смотрим на набережную со старинными торговыми рядами, в которых в 1980 гг., когда была написана работа, продавали хлеб, молоко, галантерею. Центром композиции картины является Воскресенская церковь (1817 г. п.), в то время бывшая картинной галереей. Мы видим, что строение уже сильно обветшало, в таком состоянии оно находилось более трёх десятилетий и только в 2013 г. была сделана масштабная реставрация. Интересно, что храм был запечатлён не только на многих картинах, но и в фильмах: «Два капитана» (1976), «Жестокий романс» (1984), «Китайский сервиз» (1999), «Золотой теленок» (2005).
В картине «Набережная в Плёсе» Г. А. Ниткин выступает как продолжатель традиций русского лирического пейзажа настроения. В каждой своей картине он пытается приоткрыть тайну загадочной притягательности маленького волжского городка.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям