Маяковский В. П. Плёс. Ветрено. 2010. Холст, масло. 79,5х59,5
- Автор:
- Маяковский Владимир Петрович
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Соборная гора
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Вид на Заречье написан художником с Соборной горы.
Внизу виден дом с мезонином, принадлежавший в 1914 г. костромскому мещанину Константину Николаевичу Крылову. В нем проживало в тот момент 8 человек. Дом был построен в середине XIX в., является объектом культурного наследия регионального значения.
За домом – устье реки Шохонки, разделяющей Плёс на «город» и «Заречье», расположенное за рекой. Отношения между жителями этих частей Плёса были сложные. На Масленицу они нередко сходились в кулачных боях, да и проживали в Заречье, в основном, старообрядцы. За ближайшей окраиной города под сенью елей на старообрядческом кладбище «Зелѐня» покоились их предки.
Широкая улица ведёт от Никольской часовни 1892 г. к церкви Святой Великомученицы Варвары 1821 года постройки. После революции эта улица была названа в честь Моисея Соломоновича Урицкого, революционера, председателя Петроградской ЧК, убитого в 1918 г. Недавно ей было возвращено историческое название – Варваринская улица. До начала XIX в. улица была извилистой, но, в соответствии с генеральным планом Плеса, утвержденным в 1781 г. Екатериной Великой, была спрямлена, а дома перенесены на новое место.
Слева от храма – большое белое здание Музея пейзажа, в начале XX в. принадлежавшее православному Петру Александровичу Подгорнову и старообрядцу Ксенофонту Максимовичу Грошеву. По воспоминанию старожилов, Левитан был знаком с Грошевыми и работал в их доме над одной из своих больших картин.
Однажды художник сказал своим ученикам в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: «А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы. Я скоплю денег в Лионском кредите, выкуплю свою мастерскую, и, когда стану совсем старой калошей или умру, вы устроите в ней дом пейзажа». В Москве, где жил Левитан, эту мечту исполнить не удалось, но в 1997 г. в Плёсе, раскрывшем талант художника в полной мере, открылся первый в России Музей пейзажа.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина подарена автором по итогам Международного пленэра «Зелёный шум 2010. Россия - Франция».
Художник писал эту картину на пленере. Как рассказывает сам Владимир Петрович, тот день был очень ветреным и довольно прохладным, а солнечный свет слепил глаза. Художник отталкивается от натуры и на основе реального вида пишет свое личное впечатление от этого живописного пейзажа. Для мастера эта работа является очень личной. По его выражению, это «одна из его последних картин, написанных «своими глазами» до перенесенной операции на глазах».
Интересен выбор цветовой палитры. Синий здесь является доминирующим цветом. Различные нюансы ультрамаринового, сапфирового, кобальтового и индиго присутствуют в каждом элементе пейзажа, задавая основной тон работе и передавая холод сентябрьского дня. Дополняют палитру различные оттенки розового, фиолетового, зелёного и жёлтого. Ощущение вибрирующего ветреного воздуха создают мощные экспрессивные мазки, смело нанесенные на холст.
Композиция построена таким образом, что все основные линии сходятся к белой колокольне церкви. Варваринская улица, Волга и лучи света, нисходящие с неба - все стремится к храму, обозначая, таким образом, логический центр работы.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям