Лукин Б. Н. Старый Плёс. 1951. Холст, масло, 67х74
- Автор:
- Лукин Борис Николаевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Борис Николаевич написал одну из улочек старого Плёса с купеческими особняками. Раньше она называлась Шемякинской, потому что на ней было много домов, принадлежавших плёсским жителям Шемякиным. После революции Шемякинская улица стала Советским переулком.
Люди спешат по булыжной мостовой на пароход-колёсник, только что подошедший к деревянной двухэтажной пристани. Всё наполнено жизнью старого волжского городка. Позднее пассажирская пристань была перенесена в центр города, а здесь поставили пристань для быстроходных судов – «Ракет» и «Метеоров».
Справа – двухэтажная гостиница, в прошлом – дом Поленовых, возможно, родственников знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова, учителя Исаака Ильича Левитана. Дом является памятником архитектуры середины XIX в. Лукин подробно прописал архитектурное оформление здания: угловые пилястры, карниз, расстекловку окон. К дому примыкает деревянный забор с воротами и калиткой.
Слева – старый каменно-деревянный дом, вросший первым этажом в землю, здесь в 1914 г. проживали Романенковы и Потепаловы.
За ним на набережной – здание филиала приволжского ювелирного завода «Красная Пресня», позднее – «Сильвер», «Алмаз-холдинг», отель «Золотой Плёс». Это бывший дом Авериных, являющийся памятником архитектуры 1-й половины XIX в. Здание было построено трехэтажным, первый этаж был засыпан в связи со строительством Горьковского водохранилища и укреплением набережной в 1950 гг. В советское время дом был достроен в западном направлении, его величина по главному фасаду увеличилась вдвое.
Плёсская пристань видала многих художников. В 1961 г., воодушевившись творчеством Исаака Левитана, Плёс решили посетить будущие мультипликаторы Леонид Носырев (автор известного мультфильма «Антошка»), Юрий Норштейн (автор мультфильма «Ёжик в тумане») и их друзья-художники. Леонид Носырев вспоминал, как они сели на пароход-колёсник в Ярославле. По пути к Плёсу народ на палубе пел «Вдоль по матушке по Волге».
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина написана Б. Н. Лукиным за несколько лет до постройки новой набережной в связи с подъёмом воды в Волге. Художник запечатлел переулок, спускающийся на набережную с улицы Ленина (бывшей Воскресенской) к пристани, которая позднее, уже в 1960-1980 гг. принимала скоростные суда на подводных крыльях.
Тёплое летнее утро. Плёс разбужен гудком подходящего к пристани парохода. Ему навстречу по спуску, по берегу и по сходням движутся фигурки людей. В одной из этих фигурок в бордовом платье и белой шляпке старожилы Плёса узнали жену художника Шурочку. Поднимающееся солнце освещает с юго-востока побелённую стену двухэтажной городской гостиницы (справа) и фасад белого здания напротив, в котором с 1949 г. размещался филиал Приволжского ювелирного завода «Красная Пресня», в то время - цеха по изготовлению цепочек.
Ярко освещены старый деревянный дом на каменном фундаменте и покосившийся дощатый забор. Солнечный свет заливает и песчаную дорожку, поросшую травой. Интенсивный цвет зелени, то охристой, то изумрудной, и малахитовый оттенок густых теней на траве – природные краски мая или начала июня. Зелень такого же оттенка, только чуть приглушённую влажной воздушной оболочкой, мы видим на дальнем берегу. Дополняют друг друга красновато-коричневые крыши, более светлые коричневые стены бревенчатого дома, доски забора и чуть розоватая песочно-бежевая дорога. Блёклый цвет голубовато-бирюзового неба с розовеющими облаками поддерживается отражением в волжской воде и полосами теней на стенах домов. Ярким цветовым аккордом звучит на фоне общей довольно сдержанной красочной гаммы оранжевая пристань. Отголоски того же цвета заметны то на крыше деревянного дома, то на досках забора. Художник удачно объединил все цвета в общей тональности.
Так же гармонична и композиция работы. Пристань и пароход здесь являются центром, к которому сбегаются линии дорожки и куда устремляется взгляд зрителя. Объёмы строений по обе стороны переулка уравновешены подобно тому, как симметрично расставлены и фигурки людей. Равные по ширине полосы неба, земли и воды на горизонте усиливают равновесность композиции. Всё в этой картине, написанной с большой любовью к Плёсу, передаёт уютную атмосферу неспешной мирной жизни в провинции.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям