Кувшинникова С. П. Плёс. 1895. Холст на картоне, масло, 17,5х26
- Автор:
- Кувшинникова Софья Петровна
- Период:
- Русское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Волга и левый берег
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
В 1895 г., в год написания работы, Софья Петровна приезжала в Плёс, чтобы принять участие в археологической экспедиции Филиппа Диомидовича Нефёдова, копавшего курганы в окрестностях города.
Художница, видимо, с лодки запечатлела большой купеческий особняк, завершающий плёсскую набережную с востока. По свидетельству Александры Ивановны Лебедевой, дочери Ивана Фёдоровича Фомичёва, приятеля Исаака Ильича Левитана, в этом здании Левитан писал одну из своих больших картин.
Двухэтажный дом с антресолями был построен по разрешению, испрошенному в 1796 г. купцами Андрианом и Михаилом Зубарёвыми. Андриан Михайлович Зубарёв, купец 2-ой гильдии, был владельцем полотняной фабрики, открытой им на берегу Волги в 1794 г. Вытканные на ней пестряди и равендуки отвозили для продажи в Санкт-Петербург и Москву, а отчасти продавали в городе и окрестностях на ярмарках.
После смерти Андриана Михайловича сыновья-наследники начали делить капиталы, фабрику и дом. Кончилось это тем, что уже в 1824 г. фабрика бездействовала, а дом в конце XIX в. оказался в собственности двух других семей: православных Подгорновых и старообрядцев Грошевых.
Семья Подгорновых занималась торговлей хлебом, привозимым из низовых губерний, владела несколькими баржами. Подгорновым принадлежали несколько каменных домов на набережной, а также лавки и хлебные склады на Торговой площади.
Ксенофонт Максимович Грошев был одним из владельцев бумаготкацкой фабрики, расположенной на берегу Волги ниже Гремячки. Он также владел мануфактурным магазином в Верхних торговых рядах, был гласным Думы, членом Общества вспомоществования нуждающимся учащимся. Кроме всего прочего, Ксенофонт Максимович занимался торговлей лесом - на картине видны бревна у берега, очевидно, принадлежавшие Грошеву.
С этим зданием связана романтичная история, участником которой оказался Исаак Ильич Левитан.
В Плёс Левитан впервые приехал в 1888 г. вместе с художником Алексеем Степановичем Степановым и своей ученицей Софьей Петровной Кувшинниковой. Остановились они в особняке купца Солодовникова, где сейчас располагается Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана. Софья Петровна подружилась с Анной Грошевой, жившей с мужем, Ксенофонтом Максимовичем Грошевым, и его родителями, неподалеку.
Анна Александровна была воспитанницей фабриканта-старообрядца Евтихия Семёновича Крымова из соседнего села Яковлевское (ныне г. Приволжск Ивановской области) и замуж вышла тоже в старообрядческую семью с суровыми домостроевскими традициями.
Софья Петровна вспоминала:
«Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки. Невольно мы очень сдружились и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи, нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать. Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице, а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком. Здесь подметил он и мотив «Золотого Плеса», который потом каждое утро стал писать, пополняя запас впечатлений своими наблюдениями по вечерам».
В 1889 г. Софья Петровна организовала побег Анны Александровны. Эту историю, заменив реальные фамилии вымышленными, описал Григорий Тихонович Северцев-Полилов в романе «Развиватели». По его словам, Аннушка в Москве стала актрисой, но потом оставила сцену и ушла в сёстры милосердия.
Ксенофонт Максимович женился во второй раз. Он воспользовался тем, что жил с Анной Александровной «по своей вере» – по старообрядческому согласию. Такой брак до 1905 г. считался незаконным сожительством. Грошеву не нужен был официальный развод с беглянкой, поэтому он взял в жены девицу из плёсской купеческой семьи и венчался с ней в православной церкви, несмотря на то, что и вторая его жена была старообрядкой.
Самое удивительное, что организаторы побега вернулись в Плёс на следующий год, поселившись в доме Частухина-Философова на противоположном дому Подгорнова-Грошева конце набережной. Но старообрядцы вряд ли смогли простить такое грубое вмешательство в тщательно оберегаемую ими частную жизнь. Прожив две недели в Плёсе, поработав на выезде – в Серковой слободе (д. Серково) и под Юрьевцем, Левитан уехал, чтобы больше никогда не вернуться в Плёс.
Известно, что Чехов был в курсе этой скандальной истории, и рассказала ему о ней, судя по всему, сама Софья Петровна. Вот что он написал ей в письме, проплывая на пароходе мимо Плёса по пути на Сахалин: «С. П. КУВШИННИКОВОЙ. 23 апреля 1890 г. Волга, пароход «Александр Невский». 23 апр., рано утром. Видел Плес. Узнал я кладбищенскую церковь, видел дом с красной крышей...»
Этот дом с другого ракурса запечатлён в работе И. И. Левитана «Вечер. Золотой Плёс».
В советское время здание было муниципализировано, в нем до 1975 г. размещалась средняя школа. В 1997 г. здесь был открыт единственный в России Музей пейзажа. В его экспозиции зрители могут увидеть работы художников-пейзажистов второй пол. XIX - нач. XX вв. из собрания Плёсского музея-заповедника, отражающие становление и различные направления русской пейзажной школы.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям