Плёс
Плёсский музей-заповедник
  • Главная
  • Картины
  • Художники
Личный кабинет
  • Главная
  • Картины
  • Кувшинникова С. П. Плёс. 1895. Холст на картоне, масло, 17,5х26

Кувшинникова С. П. Плёс. 1895. Холст на картоне, масло, 17,5х26

Кувшинникова С. П. Плёс. 1895. Холст на картоне, масло, 17,5х26
Что здесь? Что здесь? Что здесь?
  • Подробнее
Автор:
Кувшинникова Софья Петровна
Период:
Русское искусство
Сезон:
Лето
Локация:
Волга и левый берег
Коллекция музея:
Плёсский музей-заповедник
  • Рейтинг 0
  • Чат 0
  • Поделиться

В 1895 г., в год написания работы, Софья Петровна приезжала в Плёс, чтобы принять участие в археологической экспедиции Филиппа Диомидовича Нефёдова, копавшего курганы в окрестностях города. 

Художница, видимо, с лодки запечатлела большой купеческий особняк, завершающий плёсскую набережную с востока. По свидетельству Александры Ивановны Лебедевой, дочери Ивана Фёдоровича Фомичёва, приятеля Исаака Ильича Левитана, в этом здании Левитан писал одну из своих больших картин. 

Двухэтажный дом с антресолями был построен по разрешению, испрошенному в 1796 г. купцами Андрианом и Михаилом Зубарёвыми. Андриан Михайлович Зубарёв, купец 2-ой гильдии, был владельцем полотняной фабрики, открытой им на берегу Волги в 1794 г. Вытканные на ней пестряди и равендуки отвозили для продажи в Санкт-Петербург и Москву, а отчасти продавали в городе и окрестностях на ярмарках. 

После смерти Андриана Михайловича сыновья-наследники начали делить капиталы, фабрику и дом. Кончилось это тем, что уже в 1824 г. фабрика бездействовала, а дом в конце XIX в. оказался в собственности двух других семей: православных Подгорновых и старообрядцев Грошевых. 

Семья Подгорновых занималась торговлей хлебом, привозимым из низовых губерний, владела несколькими баржами. Подгорновым принадлежали несколько каменных домов на набережной, а также лавки и хлебные склады на Торговой площади. 

Ксенофонт Максимович Грошев был одним из владельцев бумаготкацкой фабрики, расположенной на берегу Волги ниже Гремячки. Он также владел мануфактурным магазином в Верхних торговых рядах, был гласным Думы, членом Общества вспомоществования нуждающимся учащимся. Кроме всего прочего, Ксенофонт Максимович занимался торговлей лесом - на картине видны бревна у берега, очевидно, принадлежавшие Грошеву. 

С этим зданием связана романтичная история, участником которой оказался Исаак Ильич Левитан. 

В Плёс Левитан впервые приехал в 1888 г. вместе с художником Алексеем Степановичем Степановым и своей ученицей Софьей Петровной Кувшинниковой. Остановились они в особняке купца Солодовникова, где сейчас располагается Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана. Софья Петровна подружилась с Анной Грошевой, жившей с мужем, Ксенофонтом Максимовичем Грошевым, и его родителями, неподалеку. 

Анна Александровна была воспитанницей фабриканта-старообрядца Евтихия Семёновича Крымова из соседнего села Яковлевское (ныне г. Приволжск Ивановской области) и замуж вышла тоже в старообрядческую семью с суровыми домостроевскими традициями.  

Софья Петровна вспоминала:
«Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки. Невольно мы очень сдружились и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи, нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать. Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице, а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком. Здесь подметил он и мотив «Золотого Плеса», который потом каждое утро стал писать, пополняя запас впечатлений своими наблюдениями по вечерам». 

В 1889 г. Софья Петровна организовала побег Анны Александровны. Эту историю, заменив реальные фамилии вымышленными, описал Григорий Тихонович Северцев-Полилов в романе «Развиватели». По его словам, Аннушка в Москве стала актрисой, но потом оставила сцену и ушла в сёстры милосердия. 

Ксенофонт Максимович женился во второй раз. Он воспользовался тем, что жил с Анной Александровной «по своей вере» – по старообрядческому согласию. Такой брак до 1905 г. считался незаконным сожительством. Грошеву не нужен был официальный развод с беглянкой, поэтому он взял в жены девицу из плёсской купеческой семьи и венчался с ней в православной церкви, несмотря на то, что и вторая его жена была старообрядкой.

Самое удивительное, что организаторы побега вернулись в Плёс на следующий год, поселившись в доме Частухина-Философова на противоположном дому Подгорнова-Грошева конце набережной. Но старообрядцы вряд ли смогли простить такое грубое вмешательство в тщательно оберегаемую ими частную жизнь. Прожив две недели в Плёсе, поработав на выезде – в Серковой слободе (д. Серково) и под Юрьевцем, Левитан уехал, чтобы больше никогда не вернуться в Плёс. 

Известно, что Чехов был в курсе этой скандальной истории, и рассказала ему о ней, судя по всему, сама Софья Петровна. Вот что он написал ей в письме, проплывая на пароходе мимо Плёса по пути на Сахалин: «С. П. КУВШИННИКОВОЙ. 23 апреля 1890 г. Волга, пароход «Александр Невский». 23 апр., рано утром. Видел Плес. Узнал я кладбищенскую церковь, видел дом с красной крышей...» 

Этот дом с другого ракурса запечатлён в работе И. И. Левитана «Вечер. Золотой Плёс». 

В советское время здание было муниципализировано, в нем до 1975 г. размещалась средняя школа. В 1997 г. здесь был открыт единственный в России Музей пейзажа. В его экспозиции зрители могут увидеть работы художников-пейзажистов второй пол. XIX - нач. XX вв. из собрания Плёсского музея-заповедника, отражающие становление и различные направления русской пейзажной школы.

Закрыть окно

Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.

Закрыть окно
Закрыть окно

Отзывов: 0

Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям

Закрыть окно

Поделитесь своим впечатлением о картине

Извините, голосование доступно только зарегистрированным пользователям

Закрыть окно

Рассказажите о месте друзьям

Копируйте ссылку
Копировать
Копируйте координаты места
Копировать

Карта Плёса

Следите за новостями в соцсетях




Copyright © ples-museum.ru

Плесский государственный историко-архитектурный
и художественный музей‑заповедник

  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
Плес, Соборная гора, 1 +7 (960) 510-68-85
Закрыть окно

Выбрать по категориям:

  • Выбрать из списка
Период
Локация
Время года на картине
Коллекция музея
Наверх