Корин А. М. Плёс. Красная мельница. 1896. Холст, масло. 51х76
- Автор:
- Корин Алексей Михайлович
- Период:
- Русское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Верхний Плес
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
На работе запечатлена одна из ветряных мельниц Плёса, так называемая «Красная мельница», названная так по цвету её покраски.
Краевед и уроженец Плёса Леонид Павлович Смирнов вспоминал: «Ветряные мельницы придавали особую живописность городу. Возвращаешься бывало из прогулок в дальние леса и первое, что показывалось – это огромные крылья мельниц. Домов издали ещё почти не было видно, поле было всё в траве и цветах, и на фоне вечереющего неба чётко выделялись колокольни и купола Собора и Троицкой церкви с позолоченными, сияющими на закатном солнце крестами, и огромные казавшиеся сказочными крылья ветряных мельниц. Особенно впечатляющей эта картина была, когда работали все мельницы и плавно вращались все их огромные крылья».
«Красная мельница» принадлежала купцу Фёдору Афанасьевичу Фомичёву.
По воспоминаниям Г. Е. Лебедевой, правнучки Фёдора Афанасьевича, усадьба Фомичёвых занимала территорию современного туберкулезного санатория «Плес». Кроме мельницы в неё входили громадная конюшня, где держали хозяйских лошадей, пасека, яблоневый сад и дом, в котором Федор Афанасьевич принимал гостей, дачников и даже укрывал революционеров.
В 1914 г. хозяйкой «Красной мельницы» была Анна Васильевна Фомичёва, вдова Фёдора Афанасьевича. При мельнице числились проживающими 5 человек мужского и 4 женского пола.
Эта ветряная мельница вместе с другими постройками хорошо видна на фотографии, сделанной С. М. Прокудиным-Горским в 1910 г.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина интересна с исторической точки зрения, так как на ней изображён утраченный уголок Плёса с деревянной ветряной мельницей, бывшей своеобразной доминантой городского пейзажа конца ХIХ в. Выразительный силуэт мельницы ясно прочитывался на фоне светлого неба. Так Н. П. Смирнов в повести «Золотой Плёс» вспоминает: «За бором открылся пыльный тракт, ветряные мельницы, медленно, со скрипом, махавшие крыльями…». Сейчас на месте этой ветряной мельницы расположена котельная современного санатория «Плес».
Это натурный пейзаж, выполненный за один сеанс. Композиционно полотно разделено по горизонтали на две почти равные части. В нижней – изображение невысокой травы, а в верхней – зелень деревьев и строения на фоне светлого неба. Лопасти мельницы словно бы нарочито «обрезаны». Стоит отметить, что такая композиция необычна: чаще художники окружают мельницы значительным воздушным пространством, которое «даёт» ей движение.
Картина написана в тёплой сдержанной «иконописной» цветовой гамме, которая была характерна для многих работ А. М. Корина. Приглушённый красно-коричневый цвет мельницы и зелёно-охристый цвет травы гармонично дополняют и поддерживают друг друга. Художник мастерски передал в картине состояние природы и атмосферу Плёса рубежа XIX-XX вв.
А. М. Корин регулярно приезжал в Плёс. Здесь он много и плодотворно трудился: ни дня не проходило без работы на пленэре. Картина была приобретена в 1985 г. на средства областного бюджета у внука художника Д. В. Корина. С 1998 г. она экспонируется в постоянной экспозиции Музея пейзажа, а также была представлена на персональных юбилеям выставках художника в 1995 (Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана) и 2020 (Музей пейзажа) гг.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям