Клапша В. Н. Серебряный вечер. Пустынка. (Плёс). 1997. Картон, масло, 24х30
- Автор:
- Клапша Вячеслав Николаевич
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Зима
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
В названии работы совсем не случайно звучит слово «пустынка».
Пустынью раньше называли уединенный монастырь. И в самом деле, работа написана с террасы у Преображенской церкви, где в 17-18 веках, а, возможно, и раньше, в отдалении от города стоял мужской Спасо-Преображенский монастырь. Он был основан безвестным монахом задолго до первого упоминания о нем в документах 1667 г., находился на берегу Волги, под горою, на естественной террасе, ограниченной с севера склоном к реке Волге, с юга горой, а с запада глубоким залесенным оврагом, с протекающим по нему ручьем.
Все строения монастыря в то время были деревянные, и было в нем всего две церкви: холодная, во имя Преображения Господня, освященная в 1667 г., и теплая, во имя Сретения Пресвятой Богородицы, построенная по храмозданной грамоте Московского патриарха Иоакима в 1678 г. и освященная игуменом монастыря Герасимом в 1682 г.
В 1727 г. в монастыре числилось пять человек: иеромонах и четыре монаха. Вотчин, земельных угодий и денежных доходов у монастыря не было, монахи питались от вкладчиков и от своих трудов.
В 1728 г. деревянная церковь Преображения Господня сгорела. Службы стали проводиться в маленькой церкви во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, но к 1734 г. и она обветшала. Поэтому в 1737 г. стараниями иеромонаха Иосифа, казначея монаха Варсонофия и вкладчиков монастыря на месте сгоревшей была построена новая деревянная Преображенская церковь.
В 1764 г. монастырь был закрыт согласно манифесту императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских, церковных и архиерейских вотчин. Маленькие монастыри с небольшим количеством монахов, не имевшие собственной земли, закрывались.
После упразднения монастыря его территория была включена в территорию города Плеса. Преображенский храм стал приходским, кладбищенским, но местные жители продолжали это место ласково называть «пустынкой».
Название закрепилось за улицей города, на которой стояли три дома, принадлежавшие Преображенской церкви, а также за Пустынским оврагом, ограничивавшем территорию монастыря с запада.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Этюд В. Н. Клапши создан в марте 1997 г. во время работы на пленэре. Перед нами кромка горы с видом на Волгу, недалеко от Преображенской церкви и кладбища, находящихся на месте древнего монастыря (пУстыньки, или пустЫнки).
Пейзажист выбрал не тривиальное время для работы на натуре. Перед нами один из вечеров ранней весны, ещё по-зимнему холодный, с прозрачным воздухом, напоённым влагой и острой свежестью. Сумерки сгущаются, в них словно тонут и пропадают краски, растворяются формы. Последний свет уходит, и работать приходится быстро. Художником найдены верные отношения оттенков неба, земли и реки, полускрытой за деревьями и кустами. Густыми и широкими пастозными мазками автор набросал цветовые массы синеющих холмов дальнего берега, наметил зыбкие, но хорошо узнаваемые формы стволов и ветвей, стоящих под горой домиков с разноцветными крышами. Уверенными, ровными и густыми мазками, широко, очевидно мастихином, написан снег. Художнику остаётся лишь соединить все цвета в общей тональности, «окутать» панораму серебристым воздухом весеннего вечера и вот-вот зазвучит уже мелодия весны.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям