Гладун И. И. Над Волгой. 2001. Холст, масло. 47х58
- Автор:
- Гладун Ирина Ивановна
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Верхний Плес
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Картина написана с мыса горы, которую плесяне раньше называли Секретаревой горой.
Напротив мыса со второй половины XIX в. стоял двухэтажный каменно-деревянный дом с балконом Горицких. Он выходил фасадом на Дворянскую улицу (ныне ул. К. Маркса, д. 13). Его владелец – коллежский секретарь Иван Васильевич Горицкий – в 1850-1890 гг. был секретарём сначала плёсской градской думы, а затем плёсской городской управы. От его чина и должности и пошло такое необычное наименование горы. В 1914 г. дом принадлежал наследникам Ивана Горицкого – Лидии и Софии. В нём проживали один мужчина и семь женщин. Восточнее дома находился Горицкий переулок, соединявший Дворянскую улицу (совр. ул. К. Маркса) и Шемякинский переулок (совр. пер. Пушкинский). Сейчас этого переулка нет, он оказался в составе территории Дома отдыха «Плёс».
На Секретареву гору, к открывшемуся в 1924 г. дому отдыха текстильщиков, в 1920 гг. была построена деревянная лестница, начинавшаяся от Воскресенской улицы (совр. ул. Ленина). Верхняя площадка лестницы была оформлена как беседка. Рядом с ней стоял один из трёх керосиново-калильных фонарей, подаренных городу в 1910 г. во время празднования пятисотлетнего юбилея.
Позднее беседка была заменена другой, но и вторая беседка была утрачена.
Слева на работе видна коричневая крыша большого двухэтажного каменно-деревянного дома, принадлежавшего в 1914 г. плёсскому мещанину Николаю Федоровичу Тихомирову.
Нужно заметить, что плёсские горы – Шариха, Откос, Тычок, Соборная и гора Левитана – это вовсе не горы, это части изрезанного глубокими оврагами коренного берега реки Волги. Они образовались после таяния последнего ледника, завершившегося к 8 тысячелетию до н. э. Мощные талые воды прорезали овраги в коренном берегу Волги, разделив его на «горы». Куполовидное вздутие, которое заметно при въезде в город, стало результатом подъёма освободившейся от давления ледника земли. Очевидно, по тектоническому разлому, случившемуся во время этого подъёма, потекли воды прорвавшихся Костромского и Галичского послеледниковых озёр. Так был сформирован новый участок реки Волги. До этого Пра-Волга текла в 100 км восточнее, в районе города Юрьевца, по долине современной реки Унжи, с севера на юг. На нашем участке она течёт с запада на восток.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Работа экспонировалась на выставке после пленэра с участием художников Межрегиональной выставки современной пейзажной живописи «Зелёный шум – 2001».
Каждое произведение И. Гладун – это талантливо пойманное мгновенное впечатление. Работа «Над Волгой» не такая яркая, как множество других её произведений, скорее сдержанная. Обычно для работ художницы характерны размытость контуров, обобщённость, прерывистость линий, а также эмоциональная целостность сюжета. Приглушённая палитра позволяет автору передать осеннее настроение. На переднем плане край мыса с одиночными берёзами по обе стороны, листья которых почти потеряли свой яркий зелёный цвет, местами листва имеет охристо-жёлтые оттенки. Над противоположным берегом полоса василькового неба, что оживляет грустный осенний мотив.
В одном из интервью И. И. Гладун сказала, что в последнее время она перестала изображать в своих картинах небо: - Оно настолько холодное и необитаемое, что в моей палитре нет красок, которые могли бы отразить это состояние. Я честно пыталась, но в какой-то момент поняла: невозможно написать то, чего нет. С тех пор даже и не стараюсь.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям