Плёс
Плёсский музей-заповедник
  • Главная
  • Картины
  • Художники
Личный кабинет
  • Главная
  • Картины
  • Булдыгин А. Ф. Улица Островского. 2006. Холст, масло. 55х60

Булдыгин А. Ф. Улица Островского. 2006. Холст, масло. 55х60

Булдыгин А. Ф. Улица Островского. 2006. Холст, масло. 55х60
Что здесь? Что здесь? Что здесь?
  • Подробнее
Автор:
Булдыгин Адольф Федорович
Период:
Современное отечественное искусство
Сезон:
Осень
Локация:
Набережная
Коллекция музея:
Плёсский музей-заповедник
  • Рейтинг 0
  • Чат 0
  • Поделиться

Художник изобразил улицу Островского, бывшую Пахомовскую и Преображенскую, берущую свое начало от набережной. 

Слева большой двухэтажный дом XIX в. с мезонином (современный адрес ул. Островского, 6). 

Выше него по улице стоял дом Иконникова. Эта семья носила фамилию-прозвище Шаровы, позволявшую отличать их от других Иконниковых, живущих в Плёсе. Интересно, что Шарихой или Шаровой горой называют плесяне гору, под которой стоит дом. 

Документы сообщают, что Иконниковы жили на этой улице уже в конце XVIII в. В 1823 г. мещанин Иван Иконников испрашивает разрешение на строительство деревянного дома на родовой земле, доставшейся ему по наследству от отца. После его смерти дом отходит к его племяннику, тоже Ивану. Внук последнего – Александр Стефанович Иконников – в начале XX в. вёл торговлю лесом и мясом. 

Из дневниковых записей писателя и поэта Дмитрия Николаевича Семёновского известно, что он вместе с женой и сыном Колей в 1929 г. останавливался у Иконниковых на даче. За месяц, с 10 июня по 11 июля, ему удалось хорошо поработать над повестью «Хлеб», новыми стихами. Отсюда он писал письма Горькому и Пришвину, с удовольствием путешествовал по окрестностям города. Семёновский сообщает в «Днях нашей жизни»: «23-го. Троица. Ходили по церквям, украшенным берёзками, липками, рябиной. Бродили по лесу около Миловки. Выходя из церкви видели женщину, точно сошедшую со страниц Островского». 

В 1918 г. А. С. Иконников на 10 лет был лишён избирательных прав как торговец. Советская власть наложила большой налог на дома. Многим пришлось отказаться от прав на недвижимость из-за невозможности его платить. В местной газете «Ударник» от 1931 г. сообщалось о продаже за недоимки дома А. С. Иконникова. 

К сожалению, старинное здание под четырёхскатной крышей, ставшее в советское время четырёхквартирным домом, сгорело в конце 1970 гг. 

Дом, расположенный в центре работы, предположительно, принадлежал в 1914 г. Николаю Николаевичу Челышеву, уволенному в запас армии рядовому 104-го Саратовского полка, из крестьян деревни Деревеньки Светочегорской волости Нерехтскаго уезда, и законной жене его Анне Фёдоровне. Оба – православного вероисповедания, прихожане Воскресенской церкви города Плёса. Анна Фёдоровна работала прачкой в открытой в 1899 г. плёсской городской больнице. В 1914 г. в доме проживали один человек мужского и два – женского пола. 

С правой стороны улицы, на переднем плане картины, виден фасад дома, принадлежавшего в 1914 г. Григорию Васильевичу Доступову, отставному военному фельдшеру. По свидетельству уроженца Плёса Леонида Павловича Смирнова, Доступов пользовался славой среди местного населения как знающий и опытный медик, успешно лечил всех обращавшихся к нему больных. По сведениям 1920 г. Доступов держал аптекарский магазин.


ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Этюд А. Ф. Булдыгина «Улица Островского» - дар автора Плёсскому музею-заповеднику. Работа была написана в 2006 г. во время пленэра с участием художников Межрегиональной выставки современной пейзажной живописи «Зелёный шум – 2005». 

Городской пейзаж был любимым жанром А. Ф. Булдыгина. Строгие контуры мегаполисов не привлекали художника: он тяготел к провинции с её патриархальной атмосферой и уникальной старинной архитектурой. Именно поэтому Адольф Фёдорович с большим вдохновением работал в Плёсе, находя особое очарование в его самобытности. 

На этюде изображён булыжный спуск по улице Островского, который ведёт от знаменитой «левитановской» берёзовой рощи на набережную. Это место находится в историческом центре города, но не входит в классический экскурсионный маршрут. Поэтому даже в выходные и праздничные дни, когда в Плёсе много гостей, здесь спокойно и малолюдно. Вероятно, именно эта тишина и возможность обрести единение с природой привлекли художника. 

Пейзаж «Улица Островского» создан уже зрелым автором в узнаваемой этюдной манере, отличающейся особой сдержанностью и лаконичностью, выразительностью линий и форм. Для работ А. Ф. Булдыгина характерны размытость контуров, отсутствие деталей, прерывистость линий и в то же время эмоциональная целостность мотива. 

Композиция этюда динамична. Линии крыш домов и спуска дороги создают связь между планами изображения, а также задают определённый ритм. Благодаря этому зритель чувствует себя непосредственным участником полотна и может совершать по нему своеобразное «путешествие». 

На переднем плане художник изобразил потаенный уголок Плёса с его неброской красотой и камерной атмосферой, которая существует словно бы вне времени. Подобный пейзаж мог быть написан и в 19 и в 20 веках. Высокая точка зрения позволяет показать Волгу и противоположный берег. Глубина пространства создается мастерски переданной воздушной перспективой: контуры и контрасты светотени дальнего плана написаны более прохладными и светлыми тонами. 

Художник использует традиционные для своего творчества спокойные, разбелённые цвета. Он работает на нюансах: туманно-фисташковый, серо-зеленый, дымчато-оливковый, сдержанный охристый переходят друг в друга. Подобная цветовая гамма помогает  точно передать состояние и настроение природы, тонко прочувствованные живописцем. 

Данный этюд экспонировался в Плёсском музее-заповеднике на итоговой выставке пленэра «Зелёный шум 2006». 

Закрыть окно

Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.

Закрыть окно
Закрыть окно

Отзывов: 0

Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям

Закрыть окно

Поделитесь своим впечатлением о картине

Извините, голосование доступно только зарегистрированным пользователям

Закрыть окно

Рассказажите о месте друзьям

Копируйте ссылку
Копировать
Копируйте координаты места
Копировать

Карта Плёса

Следите за новостями в соцсетях




Copyright © ples-museum.ru

Плесский государственный историко-архитектурный
и художественный музей‑заповедник

  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
Плес, Соборная гора, 1 +7 (960) 510-68-85
Закрыть окно

Выбрать по категориям:

  • Выбрать из списка
Период
Локация
Время года на картине
Коллекция музея
Наверх