Булдыгин А. Ф. Улица Островского. 2006. Холст, масло. 55х60
- Автор:
- Булдыгин Адольф Федорович
- Период:
- Современное отечественное искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Художник изобразил улицу Островского, бывшую Пахомовскую и Преображенскую, берущую свое начало от набережной.
Слева большой двухэтажный дом XIX в. с мезонином (современный адрес ул. Островского, 6).
Выше него по улице стоял дом Иконникова. Эта семья носила фамилию-прозвище Шаровы, позволявшую отличать их от других Иконниковых, живущих в Плёсе. Интересно, что Шарихой или Шаровой горой называют плесяне гору, под которой стоит дом.
Документы сообщают, что Иконниковы жили на этой улице уже в конце XVIII в. В 1823 г. мещанин Иван Иконников испрашивает разрешение на строительство деревянного дома на родовой земле, доставшейся ему по наследству от отца. После его смерти дом отходит к его племяннику, тоже Ивану. Внук последнего – Александр Стефанович Иконников – в начале XX в. вёл торговлю лесом и мясом.
Из дневниковых записей писателя и поэта Дмитрия Николаевича Семёновского известно, что он вместе с женой и сыном Колей в 1929 г. останавливался у Иконниковых на даче. За месяц, с 10 июня по 11 июля, ему удалось хорошо поработать над повестью «Хлеб», новыми стихами. Отсюда он писал письма Горькому и Пришвину, с удовольствием путешествовал по окрестностям города. Семёновский сообщает в «Днях нашей жизни»: «23-го. Троица. Ходили по церквям, украшенным берёзками, липками, рябиной. Бродили по лесу около Миловки. Выходя из церкви видели женщину, точно сошедшую со страниц Островского».
В 1918 г. А. С. Иконников на 10 лет был лишён избирательных прав как торговец. Советская власть наложила большой налог на дома. Многим пришлось отказаться от прав на недвижимость из-за невозможности его платить. В местной газете «Ударник» от 1931 г. сообщалось о продаже за недоимки дома А. С. Иконникова.
К сожалению, старинное здание под четырёхскатной крышей, ставшее в советское время четырёхквартирным домом, сгорело в конце 1970 гг.
Дом, расположенный в центре работы, предположительно, принадлежал в 1914 г. Николаю Николаевичу Челышеву, уволенному в запас армии рядовому 104-го Саратовского полка, из крестьян деревни Деревеньки Светочегорской волости Нерехтскаго уезда, и законной жене его Анне Фёдоровне. Оба – православного вероисповедания, прихожане Воскресенской церкви города Плёса. Анна Фёдоровна работала прачкой в открытой в 1899 г. плёсской городской больнице. В 1914 г. в доме проживали один человек мужского и два – женского пола.
С правой стороны улицы, на переднем плане картины, виден фасад дома, принадлежавшего в 1914 г. Григорию Васильевичу Доступову, отставному военному фельдшеру. По свидетельству уроженца Плёса Леонида Павловича Смирнова, Доступов пользовался славой среди местного населения как знающий и опытный медик, успешно лечил всех обращавшихся к нему больных. По сведениям 1920 г. Доступов держал аптекарский магазин.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Этюд А. Ф. Булдыгина «Улица Островского» - дар автора Плёсскому музею-заповеднику. Работа была написана в 2006 г. во время пленэра с участием художников Межрегиональной выставки современной пейзажной живописи «Зелёный шум – 2005».
Городской пейзаж был любимым жанром А. Ф. Булдыгина. Строгие контуры мегаполисов не привлекали художника: он тяготел к провинции с её патриархальной атмосферой и уникальной старинной архитектурой. Именно поэтому Адольф Фёдорович с большим вдохновением работал в Плёсе, находя особое очарование в его самобытности.
На этюде изображён булыжный спуск по улице Островского, который ведёт от знаменитой «левитановской» берёзовой рощи на набережную. Это место находится в историческом центре города, но не входит в классический экскурсионный маршрут. Поэтому даже в выходные и праздничные дни, когда в Плёсе много гостей, здесь спокойно и малолюдно. Вероятно, именно эта тишина и возможность обрести единение с природой привлекли художника.
Пейзаж «Улица Островского» создан уже зрелым автором в узнаваемой этюдной манере, отличающейся особой сдержанностью и лаконичностью, выразительностью линий и форм. Для работ А. Ф. Булдыгина характерны размытость контуров, отсутствие деталей, прерывистость линий и в то же время эмоциональная целостность мотива.
Композиция этюда динамична. Линии крыш домов и спуска дороги создают связь между планами изображения, а также задают определённый ритм. Благодаря этому зритель чувствует себя непосредственным участником полотна и может совершать по нему своеобразное «путешествие».
На переднем плане художник изобразил потаенный уголок Плёса с его неброской красотой и камерной атмосферой, которая существует словно бы вне времени. Подобный пейзаж мог быть написан и в 19 и в 20 веках. Высокая точка зрения позволяет показать Волгу и противоположный берег. Глубина пространства создается мастерски переданной воздушной перспективой: контуры и контрасты светотени дальнего плана написаны более прохладными и светлыми тонами.
Художник использует традиционные для своего творчества спокойные, разбелённые цвета. Он работает на нюансах: туманно-фисташковый, серо-зеленый, дымчато-оливковый, сдержанный охристый переходят друг в друга. Подобная цветовая гамма помогает точно передать состояние и настроение природы, тонко прочувствованные живописцем.
Данный этюд экспонировался в Плёсском музее-заповеднике на итоговой выставке пленэра «Зелёный шум 2006».
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям