Агеев Михаил Сергеевич
Его отец Сергей Иванович жил в Москве, где выучился вышивальному делу. Переехав вскоре после революции в Иваново-Вознесенск, он открыл приём заказов на машинную вышивку штор, платьев и других изделий одежды. Одним из первых впечатлений маленького Миши был ящик комода, наполненный яркими шёлковыми нитками всех цветов радуги.
Мать мальчика умерла рано, он воспитывался у бабушки и у других родственников. Отец работал с утра до вечера, а по выходным брал сына в Крестовоздвиженскую церковь. Михаил любил рассматривать роспись потолка и стен храма, слушать пение певчих.
«Детство моё, вспоминал художник, - протекало в непосредственной связи с природой. Зимой катался на лыжах, а летом в жаркие дни бегал с мальчишками купаться на реку Уводь, что протекала недалеко от дома у фабрики Гарелина на окраине города. Нельзя сказать, что меня с малых лет тянуло рисовать, рисовал как все дети, не лучше и не хуже. Объектом изображения были дома, лошади, деревья, но о том, чтобы стать художником, я и не мечтал». Однако, став школьником, Миша полюбил уроки рисования и пения, посещал кружки изобразительного искусства и музыки, учился играть на мандолине. «К этому периоду относятся мои первые попытки рисовать с натуры, рассказывал М.С.Агеев, - многое у меня не получалось, а рядом не оказалось того, кто мог бы мне помочь советом».
В 1933 г. Михаил Агеев поступил в Ивановское художественное училище. Его учителями стали талантливый художник М. С. Пырин, блестящий педагог и искусствовед А. М. Кузнецов, выпускники Академии художеств И. Д. Калашников и Н. П. Секирин.
В 1939 г., проработав один год после окончания художественного училища, был призван в РККА и в 1939-1945 гг. служил в войсках НКВД на Дальнем Востоке. В 1945 г. был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Вернувшись после демобилизации в Иваново, Михаил Сергеевич стал активно заниматься творческой деятельностью. В это время он встретился со своей будущей женой Антониной Андреевной (Исаевой), участницей Великой отечественной войны, медицинской сестрой, спасавшей на фронте раненых. Она родила ему двух сыновей и стала для художника главным другом и помощником до конца его жизни. В 1947 г. М. С. Агеев был принят в члены Ивановского областного Союза советских художников, а в 1950 г. стал ответственным секретарём Союза.
Первым большим успехом художника стала картина «Лес – новостройкам», которую он показал в 1951 г. сначала на Республиканской, а затем – на Всесоюзной художественных выставках в Москве.
Художник много путешествовал по стране с этюдником, запечатлел в своих работах природу Урала, Карелии, Молдавии, Крыма, ежегодно отправлялся работать на пленэр, на Академическую дачу имени Репина. Работа в творческих группах, дружеское общение с коллегами-живописцами, а также изучение наследия мастеров пейзажной живописи, таких как Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, сыграли огромную роль в становлении пейзажиста.
Михаил Сергеевич регулярно участвовал в областных, зональных и республиканских выставках произведений художников РСФСР.
В 1968 г. была организована персональная выставка к 50-летию пейзажиста.
В 1970 г. М. С. Агеев был награждён медалью «За трудовое отличие» к 100-летию со Дня рождения В. И. Ленина.
В 1978 г., в связи с 60-летием художника и 40-летием творческой деятельности, в Иванове вновь была открыта персональная выставка Агеева.
В 1980 г. Михаилу Сергеевичу было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.
В 1980 гг. М. С. Агеев вёл большую общественную работу. На протяжении многих лет он был секретарём партийной организации и председателем профкома Ивановского художественного фонда.
В 1987 г., в канун 70-летия художника, была открыта персональная выставка М. С. Агеева в Плёсе, в здании Введенской церкви, служившей в то время в качестве одного из выставочных залов Плёсского музея-заповедника.
В свой юбилейный 1988 г. Михаил Сергеевич выставил картины на персональной выставке в Ивановском художественном музее.
В 1993 г. в Художественном музее была персональная выставка Агеева к 75-летию со Дня рождения, а в последующие годы – целый ряд персональных выставок в других выставочных залах Иванова и городов области.
В 1990 гг. художник увлёкся техникой сухой пастели на наждачной бумаге. Осваивая тонкости нового для него ремесла, Михаил Сергеевич в кровь стирал при растушёвке кожу на пальцах. Он даже изобрёл собственный способ закрепления красочного слоя, получивший высокую оценку специалистов.
С особенной любовью и теплотой Михаил Сергеевич писал живописные окрестности Иванова, Волгу и Плёс. Любимое время года пейзажиста – весна.
В 1999 г. М. С. Агееву было присвоено звание народного художника РФ.
В 2000 г. персональная выставка М.С.Агеева открылась в Музее пейзажа в Плёсе. В том же году Михаил Сергеевич участвовал в Российско-Итальянской выставке пастели в Ярославле.
Произведения М. С. Агеева хранятся в Государственном Русском музее, Ивановском областном художественном музее, Плёсском музее-заповеднике и во многих других музеях и частных собраниях.
В коллекции Плёсского музея-заповедника хранятся 85 работ М. С. Агеева (живописных - 54, графических – 31). Среди них пейзажи, подаренные художником городу Плёсу в 1960 году к 100-летию художника Левитана, для создававшейся в то время Плёсской картинной галереи имени И. И. Левитана, а также дары музею от семьи Агеевых и от художника и коллекционера Э. Г. Донцова. В феврале 2021 г. одному из выставочных залов Музея пейзажа в Плёсе присвоено имя Михаила Сергеевича Агеева.
Тонкий лирик, талантливый «композитор» и колорист, Агеев создал серию поэтических, совершенных по исполнению художественных образов Родины.