Грибов Е. А. В старом Плёсе. 1950-е гг. Бумага, целлулоид, заливочная краска, тушь, панда, пастель. 132х70
- Автор:
- Грибов Евгений Алексеевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Осень
- Локация:
- Набережная
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Евгений Алексеевич Грибов написал улицу Ленина на пересечении с улицей Островского с «карабкающимися» по склону горы домами, характерными для Плёса. Художник без особой подробности, как скульптор, в силуэтах нескольких домов и фигурах женщин передал всю атмосферу старого волжского городка с его неспешностью и покоем.
На переднем плане часть деревянного двухэтажного дома, в 1914 г., предположительно, принадлежавшего Алексею Александровичу Александрову (ул. Ленина, 33). Через улицу Островского видны дома, владельцами которых в том же году были наследники Ивана Васильевича Калашникова (ул. Ленина, 35-37а).
Улочка, изгибаясь, как река, спускается с горы к набережной. По булыжной мостовой неспешно идут старушки, не переставая судачить о своём. Одна из них, ощущая осеннее тепло, оделась легко. Другая уже одета в плюшевый жакет, по-простому, в «плюшку», и обута в валенки - больные ноги требуют тепла. Они спускаются с колясками. У одной в коляске – вилки капусты, а у другой - любимая собачка.
Эти женщины, наверное, многое могут рассказать о городе и его жителях. Они помнят, как детьми бегали купаться на Волгу, зимой кататься на санках с гор. А какие ледоходы весной были на Волге! С шумом шел по реке и ломался лед, жители с интересом выходили на набережную посмотреть на реку. Раньше на Волге вдоль берега, в центре города и рядом с устьем Шохонки, стояли большие ледорезы из бревен, заполненные булыжным камнем. Они должны были обезопасить стоявшие за ними суда от льда.
Старожилы помнят, как выглядел город до поднятия уровня воды в реке Волге при заполнении Горьковского водохранилища. Помнят, как люди переносили свои дома в Заречье на новые выделенные участки в том же Заречье и на улице Горького (Юрьевской), помнят, как укрепляли набережную. Несмотря на то, что деньги на переселение выделяло государство, это был непростой для переселенцев период. Надо было разобрать дом, надворные постройки, а потом всё собрать на новом месте. Перевозили даже плодовые деревья и ягодные кусты.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Художник любил Плёс и приезжал сюда в любое время года на пленэры.
На картине поздняя осень, с характерным для этого времени года жёлтым цветом пейзажа, когда осенняя листва и трава соединяется с убывающим тёплом солнца. Домики будто сбегают по склону горы. На переднем плане стоят две пожилые женщины с колясками. В молодые годы они катили в этих колясках своих детей, теперь - возят продукты, материалы и другие предметы. Автор с некоторой долей иронии показывает нам в коляске высокой женщины собачку, верного друга её теперешней жизни. Внешний вид горожанок (одежда, обувь, манера завязывания платков) характерен для плесянок того времени. В трудные послевоенные годы носили то, что сохранилось в сундуках. Трудно представить, но эта улочка до сих пор выглядит именно так: сохранились домики, каменка, тропинки. Только берёзы подросли...
Автор использует в картине разные техники, но всё подчиняется единой гармонии золотой осени. Доминантой цветовой гаммы работы является холодный жёлтый в сочетании с оттенками серого, коричневого, чёрного и зелёного. Дома, дорога, люди выстроены по диагональной линии, что создаёт динамическое напряжение и разделяет передний и задний планы. Вся картина пронизана прохладной, спокойной атмосферой осени.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям