Фёдоров В. А. Плёс. 1979. Картон, масло. 20х24
- Автор:
- Фёдоров Вячеслав Андреевич
- Период:
- Советское искусство
- Сезон:
- Лето
- Локация:
- Волга и левый берег
- Коллекция музея:
- Плёсский музей-заповедник
Плёсский причал, стоял, очевидно, в центре набережной около дома 39 по ул. Советской. Рядом располагается сквер, излюбленное место плесских художников, выставляющих свои работы на продажу. Справа среди зелени на набережной виднеется один из купеческих домов (ул. Советская, 25), вдали возвышается колокольня Варваринской церкви 1821 года постройки.
Художник передал настроение тихого летнего вечера на Волге. У причала в ожидании пассажиров стоит катер. По деревянным мосткам спешат, возможно, после работы, жители деревень Серково и Лякино. Кто-то из отдыхающих стоит, наслаждаясь тёплым вечером, красотой закатных красок и волжскими далями. За причалом возвышается белая будка буксира.
Очевидно, работа написана с соседнего причала, стоявшего у дома 43 по ул. Советской. Большая двухэтажная пристань для пассажирских и туристических теплоходов была особым украшением города. Она отличалась декоративным убранством с обилием стоек, которые придавали её внешнему облику особую легкость и ажурность.
Ещё выше по течению Волги, напротив дома 57/2 по ул. Советской, располагался причал для быстроходных судов «Ракет» и «Метеоров», на которых можно было доехать до Костромы и Ярославля. Когда пустили «Комету», стало возможным добраться до Горького (ныне Нижний Новгород) за 4 ч.
Советские пристани стояли на тех же местах, что и дореволюционные.
К одной из плесских пристаней в 1838 г. причалило судно-«тихвинка», приспособленное под мастерскую братьями-художниками Григорием и Никанором Чернецовыми. Они, уроженцы города Луха Костромской губернии, первыми совершили «художественное путешествие» по Волге. Один зарисовывал правый берег, другой левый. В результате этой поездки академики живописи выполнили много живописных работ и 1982 рисунка, вошедших в единую рисованную «Параллель Волги…», хранящуюся в Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Смотришь на рисунки Чернецовых и кажется, что проплываешь по реке мимо старых усадеб, выходящих красивыми фасадами на Волгу. С величайшей подробностью были зарисованы и описаны волжские берега в районе Плёса. Чернецовы оставили запись: «…Небольшая плеская пристань прекрасно устроена самой природой. Каменная гряда, выдающаяся в Волгу, имея твердое основание, делает ее удобною, тем более, что весь берег вязок от струй ключей, выходящих из горы, но это место не имеет сего неудобства…»
В 1870 г. во время своего путешествия по Волге, посетили Плёс Илья Репин и Фёдор Васильев. Пароход пристал к плёсской пристани летним вечером, художники решили погулять по городу. Васильев, пораженный красотой ночного Плёса, зарисовал в альбоме Репина выступ садика над обрывом. Художники и не заметили, как прошло время. С третьим ударом колокола они забежали на пароход, едва не опоздав.
В 1888 г. Исаак Левитан и его спутники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов, приплыв на пароходе из Нижнего Новгорода, были очарованы Плёсом. Они приезжали сюда одним из первых пароходов три летних сезона подряд. Здесь Левитан написал 200 работ: от маленьких зарисовок до завершённых полотен.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Картина поступила в коллекцию Плесского музея-заповедника в результате закупки в 1989 г.
В этюде «Плёс» Фёдоров проявил себя мастером композиции: несмотря на небольшие размеры работы, она плотная и весомая. Наблюдается сложная проработка дальнего плана, что характерно для работ мастера 1970 гг. Поражает способность художника передавать единую световоздушную среду. Заметна этюдная манера письма, сохранившая непосредственность восприятия. Малый формат произведения влияет на композицию таким образом, что работа приобретает определённую «кадровость», это позволяет оживить изображение, придать композиции характер выхваченного из жизни момента.
Одной из излюбленных тем В. А. Фёдорова в данный период был плёсский пейзаж. Здесь художник обрёл особую духовную атмосферу, в которой свободно реализовывался его талант пейзажиста, появлялись на свет работы, исполненные гармонии и красоты.
Простота этюда «Плёс» только кажущаяся, за ней стоит сложный творческий поиск мастера. Перед нами плёсский причал с примостившимся рядом белым катерком, Волга с зелёными берегами и вдали колокольня Варваринской церкви. Яркая и мажорная работа Федорова наполнена безоблачной радостью.
Работы Фёдорова отличаются техническим совершенством, безыскусностью и музыкальностью избранного мотива. Высокое чистое небо, раскинувшееся над Волгой, даёт ощущение тёплого летнего денька в курортном городе. Это пейзаж настроения, тесно связанный с внутренним миром художника.
Первыми придумали такую конструкцию римляне, они очень любили тепло и хотели хоть как-то автоматизировать процесс подогрева помещений, поскольку постоянно бегающие слуги с дровами приносили много неудобств. Но конструкция напоминала обычную печь из металла. Дымоход для камина вовсе не делался, все продукты горения уходили из помещения за счет перепада давления и отверстия в крыше.
Отзывов: 0
Извините, добавление отзыва доступно только зарегистрированным пользователям