Тоидзе Нателла Георгиевна
Родилась в г. Москве в творческой семье. Первым и главным учителем Нателлы стал ее отец - известный скульптор и график Георгий Моисеевич Тоидзе, который позволял дочери уже с детских лет работать в своей мастерской наравне со студентами. «В юности я действительно много лепила. Жилая часть нашей квартиры на Старом Арбате соседствовала с папиной мастерской. Провела детство среди пластилина, гипса, арматуры, натурщиков и натурщиц… У меня был свой маленький станок, и некоторые полагали, что пойду по отцовским стопам. Однако в какой-то момент попросила краски: почувствовала, что не хватает цвета», - признается Нателла Георгиевна.
Именно отец и творческая среда, в которой росла будущая художница с самого рождения, - глина, карандаши, натурщики, книги и беседы об искусстве, многочисленные встречи с друзьями дедушки Моисея Ивановича (ученика И. Е. Репина, одного из учредителей Академии художеств СССР) и дяди Ираклия Тоидзе (известного плакатиста) - оказали огромное влияние, сформировали внутренний мир Нателлы Георгиевны. «Мне было лет 12. В Третьяковской галерее открылась выставка Сарьяна, и наша семья пришла его поздравить: с мастером был хорошо знаком и дружил дедушка. Потом, у нас дома, Мартирос Сергеевич, посмотрев мои работы, сказал простые слова: «Обязательно оставайся собой». Казалось бы, ну что за напутствие. Но теперь понимаю - это мудрость человека, прошедшего серьезный творческий путь и знавшего, как важно для художника не зависеть от моды, чужого мнения, не поддаваться влиянию. Очень ему благодарна. Если бы кто-то из начинающих живописцев спросил моего совета, могла бы лишь повторить слова Сарьяна».
В 1968 г. Н. Г. Тоидзе поступила в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года на факультет театрально-декорационного искусства (мастерская Т. И. Сельвинской), сознательно отказавшись от выбора живописного факультета. «Я училась на факультете театрально-декорационного искусства Московского училища Памяти 1905 года. Всегда понимала - свяжу жизнь с живописью, но научиться хотелось тому, чего не знала. Мне было очень интересно увидеть театр изнутри. Не меньше манила другая область - реставрация. Долго думала, что выбрать. В итоге о принятом решении не жалею. Это был полезный опыт, в том числе - познавательный: изучение костюмов разных эпох, драматургии, сценографии…»
Крупные персональные выставки Н. Г. Тоидзе прошли в Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, залах Российской академии художеств в Москве, Музее Российской Академии в Санкт-Петербурге, в Центральном Манеже Москвы, в государственных музеях России в Вологде, Саранске, Калуге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Курске, а также за рубежом. С 2000 г. была организована 21 персональная выставка художника. В течение работы всех выставок устраивались творческие встречи со зрителями и проводились мастер-классы для студентов и учащихся художественных школ. Нателла Георгиевна принимала участие в круглых столах и подготовке материалов и передач СМИ.
В Плёсе персональная выставка Н. Г. Тоидзе состоялась в Музее пейзажа в 2015 г. В 2018 г. художница приняла участие в Международный пленэре «Зелёный шум 2018. Россия – Швейцария».
В 1984 г. Н. Г. Тоидзе стала членом Союза художников СССР. В 2011 г. была избрана Действительным членом РАХ по Отделению живописи. 21 ноября 2015 г. Указом Президента России «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» Нателла Тоидзе была удостоена почётного звания «Заслуженный художник Российской Федерации». Имеет награды: Золотую медаль РАХ (2004), Медаль «Достойному» РАХ (2017), Диплом РАХ (2017).
Искусство Нателлы Тоидзе представляет собой удивительное и необычное явление. Характерной особенностью работ художницы является их абсолютная непричастность к каким-либо концепциям, они лишены надуманности. Картины Тоидзе не укладываются в какую-либо систему стереотипов и живут по законам чистой живописности. В тончайший колорит полотен загадочно вплетены и пряные краски солнечного юга, и оттенки неизбывной печали средней России. Художнице интересна природа Кавказа и русского севера, виды московских двориков и ландшафт деревенских полей.
Характерная черта творчества Тоидзе – непременное присутствие в её живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности и выраженной орнаментальности полотен. Творческий метод художницы – работа непременно с натуры. В последнее десятилетие Нателла Георгиевна выбирает большой формат холстов, и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений.