Кувшинникова Софья Петровна
Ученица Исаака Левитана, художница Софья Петровна Кувшинникова, дочь помещика П. В. Сафонова, написала в своей биографии: «С самого детства меня тянуло к картинам, особенно к пейзажу... Я в продолжение всего детства проводила в имении более половины года. На зиму меня возили в Петербург, но все мои мечты и стремления всегда были направлены на наш красивый уголок, где приходилось быть в постоянном общении с природой и ее красотами.
Там было мое царство - среди полей, лесов, цветов, снега… Отец был страстным охотником, и мне доставляло величайшее наслаждение сопровождать его на всякого рода охоты. А время шло… Мать готовила из меня «светскую барышню», и все внимание было обращено на музыку, языки и проч. К живописи она меня ревновала, считая ее неотъемлемою собственностью старшего брата… Выйдя замуж, я продолжала ходить на охоту с мужем, и вот тогда-то все чаще и чаще я стала задавать себе вопросы: «Почему это я не умею передать в красках все, что вижу, запечатлеть себе на память всю эту красоту?» И вот однажды мне пришлось как-то, скуки ради, пойти с братом и его приятелем на этюд; они уговорили меня попробовать набросать уголок речки, набросок показался им талантливым. А вскоре встреча и знакомство с Исааком Левитаном решили всё остальное. Левитану приглянулись мои первые наброски, и он предложил мне своё руководство». (С. П. Кувшинникова. Автобиография. На помощь учащимся женщинам. Сборник. СПб, 1902, библиотека ГТГ, отд. рукописей, с. 224).
Это руководство в живописи перешло затем во взаимную симпатию учителя и ученицы, и в Москве, по словам Михаила Павловича Чехова, стали «поговаривать о том, о чем следовало бы молчать»: начался роман.
Ко времени знакомства с Левитаном Кувшинникова была замужней дамой, женщиной «бальзаковского возраста», на несколько лет старше своего учителя. Её муж Д. П. Кувшинников занимал должность врача в полицейском участке.
«В доме Дмитрия Павловича собиралось всегда много гостей, - вспоминал М. П. Чехов. - Были вхожи туда и мы, Чеховы, и, сказать правду, я любил там бывать». Софья Петровна организовала нечто вроде литературно-художественного салона, где собирались музыканты, писатели, врачи, актёры, художники. Среди других в дом Кувшинниковых были вхожи те, с кем особенно подружился Левитан: товарищ пейзажиста по Московскому училищу живописи художник А. С. Степанов, актёр московского Малого театра А. П. Ленский, оперный певец Большого театра Л. Д. Донской, братья Чеховы и их сестра Мария Павловна.
С. П. Кувшинникова «была очень известна в Москве… Она писала красками (и очень хорошо, главным образом цветы), прекрасно играла на фортепиано, в молодости носила мужской костюм и ходила на охоту, а позже ездила с художниками на этюды на Волгу в качестве полноправного товарища». (И. И. Левитан. Письма. Документы. Общая редакция А. А. Фёдорова-Давыдова. Воспоминания. Т. Л. Щепкина-Куперник. М., Искусство. 1956, с.176).
В своих воспоминаниях о Левитане, написанных хорошим литературным слогом, Софья Петровна рассказала историю создания многих картин пейзажиста.
Вместе с И. И. Левитаном и А. С. Степановым художница уезжала на этюды в Саввинскую слободу под Звенигородом, затем совершила большое путешествие по Оке и Волге в 1888 г., жила в Плесе, возвращалась сюда в 1889 и 1890 гг. с Левитаном, в 1895 и 1897 гг. одна. Кроме того, с Левитаном Софья Петровна работала во Владимирской и Тверской губерниях.
Уже во время первого лета работы в Плесе С. П. Кувшинникова написала этюд, который затем купил для своей галереи Павел Михайлович Третьяков – «В Петропавловской церкви города Плеса, на Волге», 1888. Это было большим успехом и общественным признанием непрофессиональной художницы, «талантливой дилетантки», как она говорила о себе.
Прообраз чеховской «Попрыгуньи», Софья Петровна, действительно, все хотела в жизни успеть и, словно перелетая с цветка на цветок, увлекалась разными видами искусства: театром, музыкой, живописью, литературой. Однако, в отличие от героини рассказа А. П. Чехова, она была личностью незаурядной, богатой многими дарованиями. Талантливая пианистка, она стала хорошей художницей, показала себя интересным литератором.
«Восемь лет мне пришлось быть ученицей, товарищем по охоте и другом Левитана, - писала С. П. Кувшинникова. – Мои работы ежегодно появлялись на Периодических выставках Общества любителей художеств в Москве. Это же Общество избрало меня в члены-художники, приняв взнос моей картиной «Монастырские ворота». Четыре раза я участвовала на петербургских выставках Академии художеств».
По словам писателя А. С. Лазарева-Грузинского, «Софья Петровна Кувшинникова пережила и мужа, и Левитана, и Чехова и своею красивою смертью доказала, что она - не пустельга».
О смерти Кувшинниковой писателю рассказал Адольф Левитан. «Живя в глуши под Москвою, на даче, она заразилась, ухаживая за каким-то одиноким, брошенным заразным больным, и умерла в несколько дней». «Московские вести» сообщали, что Софью Петровну хоронили 20 августа (2 сентября) 1907 года, «отпевание и погребение совершено в Скорбященском монастыре». Могила художницы не сохранилась.
Известны 80 работ С. П. Кувшинниковой, находящихся в музеях и частных собраниях, согласно каталогу, составленному Ю. А. Королевой в книге «Софья Петровна Кувшинникова», М., «Гелиос АРВ», 2016. В Государственной Третьяковской галерее хранятся три работы художницы. Одиннадцать картин и этюдов Софьи Петровны Кувшинниковой находятся в коллекции Плесского музея-заповедника.