Клапша Вячеслав Николаевич
Родился в Ярославле. Его отец Николай Васильевич работал машинистом, а домашним хозяйством и воспитанием пяти сыновей (Вячеслав был четвёртым) занималась мать - Пелагея Харитоновна. Однажды когда Славе было шесть лет, старший брат Николай подарил ему краски и альбом для рисования и дал первые уроки. Вячеслав Николаевич говорил, что это было началом его творчества. Видя его «творения», никто в семье не сомневался, что Слава будет художником, особенно эту мечту укрепляла Пелагея Харитоновна. В художественной школе он был одним из самых талантливых юных художников и после 8-го класса, не раздумывая, подал документы в Ярославское художественное училище, но не прошёл по конкурсу. Весь следующий год он упорно занимался, брал уроки, ходил на пленэр вместе с художниками старшего поколения, и, успешно сдав экзамены, стал студентом Ярославского художественного училища. После окончания в 1968 г. был призван в ряды Советской армии. После службы, с 1970 г., он уже постоянный участник художественных выставок, с 1976 г. - член молодёжного объединения при Союзе художников СССР. В 1977 г. В. Н. Клапша стал членом Союза художников СССР.
С 1987 г. его работы регулярно экспонировались на областных, региональных, всероссийских и зарубежных выставках (он принял участие более чем в 200 выставках).
«Преображение привычного, внезапное постижение красоты, казалось бы, такой знакомой, что её уже не замечаешь — вот одна из самых значительных тем живописца. Наиболее ярко его поэтическое дарование раскрылось в работе над образами волжской природы, в местах, хранящих память о русской провинции — в левитановском Плёсе и древнем Романове. Камерные, зачастую исполненные прямо с натуры пейзажи Вячеслава — воплощение самых сокровенных переживаний. Их «живописность» и «русскость» — живая традиция» (Н. В. Воинова).
«Отражение душевного сопереживания с природой — одна из главных задач в моей работе над пейзажем, - считал Вячеслав Николаевич. - Пейзаж должен жить внутренней жизнью».
С 1995 по 1999 гг. Вячеслав Николаевич был ответственным секретарём творческого объединения «Аллея» в Ярославле. С 2004 г. - членом международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. В 2007 г. художник проходил стажировку в Международном центре искусств в Париже.
С 1998 по 2008 гг. В. Н. Клапша организовал 28 персональных выставок в России и за рубежом: Рыбинск (1997), Плёс, Иваново (1998), Ярославль (1998, 1999, 2001, 2002, 2008), Хеб (Чехия, 1998, 2002), Карловы Вары (Чехия, 1999, 2000), Париж (Франция, 2000), Владимир (2001), Суздаль (2002).
На протяжении многих лет ежегодно выезжал в творческие поездки по центральным областям России, в Чехию, Францию. Писал с равным удовольствием и российские, и европейские города. И всё же излюбленный пейзаж – это его родная деревня Дудинское, где особенно «жадно» работал пейзажист. Местные домики отныне будут жить вечно в его картинах.
«Первой, ещё юношеской художественной страстью Вячеслава Клапши был, конечно же, необъяснимый случайными словами пейзаж русского проселка. Проста и неисчерпаема в своей независимой гармонии душа приволжских спокойных равнин. Всё здесь вечно и имеет свой знак. Вот вечерняя, теряющаяся в неясных полевых далях дорога, дающая надежду на встречу с чем-то ещё щемяще непережитым… Или могучие, в полнеба домы осенних облак, где покойно приютились души ушедших близких и старых наших товарищей… неясный знак колокольни на дальнем заречном берегу… Одинокий красный дом и величавость ушедшей в себя предснежной вечерней пустыни… Но начало, юность художника была и есть в окрестностях жития предков, с овечками на весёлом лугу, над которым легко, как в сновидении, хочется по-стрижиному взлететь, ощущая холод в груди.
Сильное дерево совершенно в своём стремлении приблизится к небу, чтобы ветвями и листьями вознести молитву и услышать ответ звёздной далекой родины. Рукотворные храмы – символ человеческой беззащитности перед земными временами только подражают этой идее. Сердце и кисть художника пытаются сказать о ней через образ на полотне. Романовские церкви, колокольни Плёса, чешские готические соборы, парижский Notre Dame… Но милее всего образ его вечернего деревенского дома во влажном мартовском тумане…» (Игорь Лебедев).
Вячеслав Клапша – интересный, вдумчивый художник. Он обладал редким талантом глубоко чувствовать, понимать творчество других художников, располагал к общению внешней привлекательностью и внутренней культурой, интеллигентностью.
Работы В. Н. Клапши находятся в Государственных музеях Ярославля, Рыбинска, Переславля-Залесского, Плёса, а также в частных собраниях России и за рубежом, в музее города Торре-Канавезе (Италия).
В Плёсском музее-заповеднике хранятся три живописных произведения В. Н. Клапши: «Академичка. Поздняя осень» (1991, к., м., 29х49, дар автора), «Серебряный вечер. Пустынка (Плёс)» (1997, к., м., 24х30, дар автора), «Солнце и ветер» (1997, холст, масло, 40х60, дар автора).