Шевчук Василий Михайлович
Учился в художественной школе города Ялты (1970-1971), в 1975 г. окончил курсы художников-оформителей в городе Винница, Санкт-Петербургский Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, факультет живописи, мастерская профессора П. Т. Фомина (1994).
«За время обучения в мастерской Шевчук проявил себя как талантливый живописец, рисовальщик и композитор, трудолюбие и усердие отличали его. Хорошо подготовлен для самостоятельной работы, о чем свидетельствовали его этюды, выполненные для дипломной работы. В. Шевчук хорошо чувствует природу и умеет передать волнующее его в своих этюдах», - такую рекомендацию дал П. Т. Фомин. Другой известный педагог, профессор С. Д. Кичко, неизменно поддерживающий талантливых студентов, отмечал, что «для Василия Шевчука реализм не пустое слово, а основа его творчества. Простота, душевность присущи его работам».
Верность этим традициям можно назвать отличительной чертой творчества художника. Одним из основных движущих им мотивов является стремление запечатлеть неразрывность мира искусства с прошлым и настоящим, раскрыть и продвинуть дальше пластические концепции реалистического направления в живописи. Проблематика, которую раскрывает в своем творчестве Шевчук, не несёт в себе задачи удивлять масштабностью изысков в поиске новых форм в композиционно-пластическом решении.
Член Союза Художников России с 1996 г. В 2012 г. Указом Президента РФ награждён Медалью ордена «Родительская слава». В 2021 г. получил Благодарственное письмо в рамках АРТ-Фестиваля учреждений по делам молодежи Санкт-Петербурга.
С 1988 г. прошло более 15 выставок за рубежом, а именно в США, Шотландии, Украине, Эстонии, Китае, Франции, Казахстане. Также Василий Михайлович участник многочисленных персональных и групповых выставок в России – в Санкт-Петербурге, Москве, Вологде, Крыму, Полярном, Белгороде и Плёсе.
В Плёсе художник нашёл свою точку зрения на старинный русский городок, предпочитая панорамный вид с Волги: его взгляд скользит вверх по крутым берегам и вдоль по протяженному прибрежному ландшафту. Особенно часто пишет город зимой, утопающим в снежных холмах. Его внимание привлекают и узкие извилистые улочки с живописными деревянными и каменными домами, и простор, открывающийся с высоких волжских берегов.
В пейзажах Шевчука отчетливо проявляется его дар выявления и представления живописно пластическими средствами исторического ландшафта как результата преобразующей деятельности человека, происходящей из поколения в поколение. Часто картины построены на сопоставлении обыденного, естественного течения жизни и знаков присутствия исторической памяти.
Василий Шевчук разделяет свойственное всему русскому искусству стремление к большой картине, которое он реализует как в тематических работах, так и в пейзажах с их обобщающей концепцией. Его отличает умение увидеть в современных событиях архетипы национальной традиции. В современных ландшафтах он способен разглядеть следы создавшей их культуры. Именно это и определяет своеобразие его искусства.
В его работах оживает сакральный дух русских сказок и бесшабашное веселье народного праздника. Тяжёлый многолетний труд и вдохновение природой делает живопись Шевчука ясной и чистой, состоящий из астрономического количества ювелирно точных мазков, универсальной и ёмкой. Причём как в многофигурной монументалистке, так и в изящно-лаконичных жанровых произведениях. Его называют «Русский Брейгель». Василий Михайлович не заслужил бы своего громкого и почётного прозвания в кругу отечественных искусствоведов, не будучи прекрасным рисовальщиком и искушённым колористом.
Произведения находятся в собраниях музеев Петропавловска, Полярного, Белгорода, Донецка, Днепропетровска, Мариуполя, коллекциях Митрополита Владимира Санкт-Петербургского и Ладожского, банков Сосьете-Женераль (Москва) и ВТБ-24, в частных собраниях Финляндии, Германии, Италии, Японии, США и многих других стран.
В. М. Шевчук принимал участие в пленэре «Зелёный шум 2006». В коллекции Плёсского музея-заповедника два живописных произведения, переданные в дар автором.